Сущность эластичности спроса и предложения
Спрос – это желание потребителя приобрести определенное количество товаров и услуг, подкрепленное его финансовой возможностью.
Факторы, влияющие на спрос: цена товара, доход потребителя, цены товаров-конкурентов, вкусовые предпочтения потребителей, природно-климатические факторы, мода и т.д.
Эластичность спроса выражается в определенной реакции спроса на изменение детерминантов. Под детерминантами подразумевают следующие факторы: цену товара, доходы потребителей и т.д.
Различают следующие виды эластичности спроса:
- Эластичность по цене – изменение количества приобретаемой продукции в зависимости от изменения цены на товар.
- Эластичность по доходу - изменение количества приобретаемой продукции в зависимости от изменения дохода потребителя.
- Перекрестная эластичность - изменение количества приобретаемой продукции одного вида в зависимости от изменения цены на продукцию другого вида.
Предложение – это желание и возможность производителя произвести и продать определенное количество товаров и услуг по определенной цене.
Факторы, влияющие на предложение: цена товара, доход производителя, издержки производства, налоговое бремя, субсидии и т.д.
Эластичность предложения выражается в изменении объема производства и реализации товаров и услуг в зависимости от изменения цены товара, дохода производителя, фактора времени и т.д.
Виды эластичности предложения:
- Эластичное предложение – незначительное изменение цены значительно меняет объем предложения товаров и услуг.
- Неэластичное предложение – как бы не изменялись факторы, влияющие на предложение, объем предложения остается неизменным.
- Единичная эластичность предложения – объем предложения изменяется такими же темпами, как и факторы, на него влияющие.
Характеристика факторов эластичности спроса и предложения
При анализе эластичности спроса выделяют следующие факторы:
- Цена товара – чем выше цена, тем меньше объем проявляемого спроса и наоборот.
- Цена товаров-заменителей и товаров-дополнителей. Если растет цена на товар, заменяющий искомый в потреблении, то спрос на искомый товар буде возрастать и наоборот. Если возрастает цена на товар, дополняющий искомый в потреблении, то спрос на искомый товар может снизится.
- Доход потребителя – чем выше доход потребителя, тем больше спрос на продукцию.
- Значимость товаров: деление на товары первой необходимости, второй необходимости, товары-роскоши, «некачественные» товары.
- Объем расходов на искомый товар в бюджете потребителя (удельный вес).
- Временной фактор.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
- Доход производителя – чем выше доход производителя, тем больший объем производства и предложения он может обеспечит.
- Наличие и доступность производственных мощностей, обеспечивающих достаточный объем производства и предложения товаров и услуг.
- Объем запасов товарно-материальных ценностей.
- Наличие возможности длительного хранения готовой продукции обеспечивает эластичное предложение.
-
Временной фактор – при анализе эластичности предложения выделяют несколько временных промежутков:
- краткосрочный период – когда большинство факторов производства остаются неизменными и это влияет на объем и эластичность предложения;
- среднесрочный период – когда ряд факторов производства подвержены изменению;
- долгосрочный период – когда все факторы производства подвержены изменению и это отражается на эластичности предложения товаров и услуг.