Понятие товара, виды товаров
Товар – это рыночная категория, которая обладает следующими характеристиками:
- ассортиментный ряд
- качественный уровень;
- объем производства и реализации;
- стоимостная оценка.
Представленные выше характеристики составляют потребительские свойства товара, т.е. те факторы, на которые потребитель (покупатель) обращает внимание при принятии решения о покупке.
Любой товар включает в себя следующие составляющие:
- физические свойства;
- потребительские свойства;
- торговая марка (торговый знак);
- упаковка;
- дополняющие товары (услуги);
- гарантии (предпродажные или послепродажные).
Товар создается с целью удовлетворения потребности потребителя. Происходит это посредством купли-продажи. И от того, как покупатель (потребитель) реагирует на характеристики и свойства товара, зависит его покупательская возможность и активность. Реакция потребителя на изменения потребительских и ценовых свойств товара выражается в такой категории, как эластичность товара.
Понятие и виды эластичности спроса на товар
Спрос на товар – это желание потребителя и его возможность приобрести определенное количество продукции по определенной цене в определенный момент времени.
Под эластичностью спроса понимают изменение величины спроса (в процентах) в зависимости от изменения величины (в процентах) ряда факторов. Такими факторами могут выступать: цена искомого товара, цена прочих товаров (заменителей и дополняющих), доходы потребителей.
Так как существуют различные категории товаров (товары первой необходимости, товары роскоши, нормальные товары и т.д.), то различают и разные виды эластичности спроса на них. Связано это с различной реакцией потребителей на изменение цен на данные товары и уровня дохода покупателей. Например, продукты питания, которые относят к товарам первой необходимости, потребители будут приобретать в полном объеме, как бы не менялся уровень дохода и цена на товары в данной категории. А, например, увеличении цены на верхнюю одежду, приведет к снижению спроса на нее.
Рассмотрим различные виды эластичности товаров.
-
Эластичным спросом обладают следующие виды товаров:
- бытовая техника, мебель и цифровая техника, обувь, предметы одежды (нормальные товары);
- антиквариат, меха и ювелирные изделия (предметы роскоши).
-
Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров:
- лекарства, предметы еды (товары первой необходимости);
- товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).
Эластичность спроса на товар измеряется при помощи коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса на товар отражает количественную величину изменения спроса в ответ на изменение величины определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров.
Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.
Исходя из значение коэффициента эластичности, различают:
- абсолютную эластичность – даже незначительное изменение факторов, воздействующих на спрос, приводит к неограниченному изменению величины спроса (вплоть до бесконечности);
- эластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, ниже, чем темпы изменения спроса;
- неэластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, выше, чем темпы изменения спроса;
- единичную эластичность – темп роста факторов, влияющих на спрос аналогичен темпу роста спроса;
- абсолютную неэластичность – как бы не менялись факторы, влияющие на спрос, его величина остается неизменной.