Рыночные структуры – это совокупность форм и факторов, которые определяют работу фирмы на рынке, а также ее взаимодействие с другими фирмами.
Рыночные структуры формируются и работают только в условиях конкуренции, поэтому конкурентный рынок есть основа рыночных структур.
Особенности рыночных структур
Все рыночные структуры отличаются между собой, так как имеют свои особенности, но существует ряд особенностей, которые присущи всем рыночным структурам без исключения:
- Ассортимент и видовой состав продукции. От того, что производит компания, а также от вида выпускаемого товара зависит его успех на том или ином рынке. Если большая часть продукции в рыночной структуре носит дифференцируемый характер, то конкуренция в такой отрасли не так высока. А если, наоборот, товар носит стандартизованный характер, то конкуренция в структуре серьезная. Это связано с тем, что дифференцированный товар означает, что один и тот же вид товара можно производить в разных вариациях, например, стиральный порошок, предназначение – стирать белье. Однако, может существовать множество видов порошков, с разными запахами, свойствами, ценами, для ручной стирки или автомат и т.д. Фирмы с таким товаром могут более жестко контролировать цены на товар, в отличие от стандартизованного товара, где ценовой контроль минимальный;
- Количество участников рыночной структуры. Количество действующих фирм на рынке, так или иначе, должно влиять на равновесие рынка. Если компаний в рыночной структуре очень много, то новая фирма, вышедшая на рыночную арену не способна влиять на равновесие рынка, даже с помощью таких рычагов как: объем продукции, цена товара или активный маркетинг. Чем меньше фирм в рыночной структуре, тем больше шанс влияния на рынок. Поэтому те рыночные структуры, что имеют меньшее количество фирм, более привлекательны с точки зрения бизнеса;
- Осуществление и реализация ценового контроля. В зависимости от количественного признака рыночных структур зависит и ценовой признак, а точнее реализация контроля над этим параметром. Чем больше фирм в рыночной структуре, тем меньше компания может контролировать цену на выпускаемый ею товар, и чем меньше фирм на рынке, тем больше может реализовывать ценовой контроль фирма над своим товаром. Поэтому от ценового контроля зависит доход предприятия в данный момент времени и в будущем;
- Конкуренция внутри рыночных структур (неценовая). Данный признак говорит о том, что внутри рыночных структур, где преимущественно реализовывается товар дифференцированного характера, между фирмами идет борьба неценовая, а по уровню качества производимого товара или каких-то дополнительных преимуществ;
- Барьеры или их отсутствие по вступлению на рынок. Как известно, далеко не во все рыночные структуры можно легко и просто вступить и начать работать. Большая часть рыночных структур открытая, то есть дает возможность без барьерного дальнейшего развития в определенной нише товаров или услуг. Но есть отрасли, которые подразумевают определенные условия для того, чтобы в них работать. Например, нефтегазовая отрасль или добыча полезных ископаемых.
Развитие рыночных структур
Рыночные структуры образовались сравнительно недавно, в конце 20 века, когда распался Советский Союз, и наступило время новой России. Понятие рынка и рыночных структур неделимы.
В Советские времена рынок продовольствия и всех товаров носил монополистический характер, чего не скажешь о современном рынке. Централизованное управление государства и являлось монополией. Но с переходом на рыночные отношения рынок стал конкурентным.
Конкурентный рынок – это рынок, в основе которого лежит здоровая конкуренция и минимум вмешательства государства в деятельность рынка.
Рыночные структуры развиваются параллельно с рынком, отличаются они тем, что внутри каждой из них господствует свой тип и модель конкуренции. Надо отметить, что в рыночных отношениях не может быть монополии или не такое яркое ее проявление. Ввиду этого государство России издали законы о пресечении возникновения монополистических структур, которые затрудняют развитие рыночных структур.
Развитие рыночных структур невозможно при монополистическом строе. Но, так или иначе, они образуются и мешают развиваться рынку и экономическим отношениям внутри него.
Есть несколько направлений развития рыночных структур.
Например, более проработанная законодательная база против монополистического строя. В нашей стране существует законодательство, которое запрещает образование монополии на сегодняшнем рынке. Но надо заметить, что монополии как существовали, так и существуют, более того есть тенденции развития монополистических компаний. Государство, в свою очередь, не руководствуется законодательством, а также оно имеет ряд недочетов, достаточно серьезных, что не позволяет наказать монополистов и сократить их деятельность.
Перераспределение собственности внутри рынка. Рыночные структуры не смогут полноценно развиваться, пока не будет передел собственности, так как зачастую собственники и являются монополистами рынка, что противоречит законодательству страны. Надо заметить, что чаще всего собственность монополистов добыта нечестным путем во времена перестройки.
Преодоление барьеров входа на рынок. Данное обстоятельство тормозит развитие рыночных структур, так как только ограниченное число компаний могут выйти на рынок, так как для остальных барьер входа считается слишком высоким и недостижимом. Причинами барьеров могут быть разные обстоятельства:
- высокие налоговые ставки;
- жесткие рамки ведения деятельности;
- давление монополистов и т.д.
Развитие рыночных структур необходимое условие для успешного и эффективного функционирования рынка. Развитие структур позволит оздоровить конкурентные отношения внутри рынка, создать благоприятные условия для работы компаний, сделать выпускаемый товар более конкурентоспособным и качественным и.т.д.