Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Показатели рыночной структуры

Рыночные структуры определяют ту или иную отрасль, в которой фирма потенциально хочет работать и располагает необходимыми для этого ресурсами.

Замечание 1

Рыночные структуры могут носить различное назначение, так, выделяют рыночные структуры чистой конкуренции или монополии, олигополии и т.д. Но идеальной рыночной структуры не найти.

Обоснование появления рыночных структур

Определение 1

Под рыночной структурой понимают целую систему признаков и особенностей, которые характеризуют организацию работы определенного отраслевого рынка.

Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельность рыночной отрасли, например, определить какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.

Рассмотрим причины, которые подтолкнули рынок к появлению рыночных структур внутри него.

Правовое обеспечение собственников - собственник ресурсами вправе сам определять, когда и кому он продаст товар, во сколько и по какой цене. Это привело к образованию сначала рынка, а потом рыночных структур, как вытекающего последствия. Так как обладателей ресурсов было несколько, то зарождались рыночные отношения, так как собственник хоть и мог решать, кому и когда продавать товар, но, так или иначе, должен был ориентироваться на «конкурентов» с таким же товаром.

Специализация трудовой деятельности. В основе данной причины лежит то, что все производители на рынке стали не только создавать продукт определенного вида и качества, а делать множество вариантов этого продукта (разновидностей). Это привело к тому, что каждый продукт стал, так или иначе, интересен определенной отрасли.

Общественное деление труда. В далекие времена рынок основывался на том, что люди умели делать хорошо, например, кто-то пек хлеб, другой знал как ловить рыбу, третий шил сапоги, потом они обменивались товаром на рынке. До этого момента, рыночные структуры не существовали.

«Показатели рыночной структуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ресурсы и их недостаток. Все экономические ресурсы на земле ограничены и когда общество достигло момента для понимания этого, рынок и его структура и предложили обмен ресурсами между людьми. То есть, один человек владел одним или несколькими ресурсами и мог поменять их на другие ресурсы у других владельцев. Все ресурсы привязаны к своей рыночной структуре.

Показатели рыночной структуры

В экономической теории есть показатели, позволяющие определить тип и модель рыночной структуры, для этого используют прямые показатели и косвенные.

Прямые показатели рыночной структуры определяют, какое влияние может оказать предприятие на действующий рынок, тогда как косвенные показатели призваны охарактеризовать общую концепцию рынка на данный момент времени, также косвенные показатели могут определить степень независимости предприятия от меняющихся условий рынка.

Прямые и косвенные показатели рыночных структур

К основным прямым показателям рыночной структуры относят:

  1. Индексы Бейна. Индексы Бейна призваны охарактеризовать всю реальную власть компании на действующем рынке. Рыночная власть рассчитывается как разница между бухгалтерской прибылью компании и нормативной прибылью, деленная на собственный капитал компании. Если значение индекса Бейна большое, это означает, что компания имеет большую власть и влияние на рынок, если значение индекса уменьшается в тенденции, то компания начинает терять власть и влияние;
  2. Индекс Тобина показывает отношение рыночной стоимости активов компании к внутренней стоимости активов компании. Рыночную стоимость активов фирмы еще называют внешней, а внутреннюю стоимость активов восстановленной. Если расчет данного индекса показывает, что внешняя стоимость активов компании больше, чем восстановленная, то это горит о том, что компания обладает большой степенью власти на рынке на данный момент времени, так как прибыль больше, чем положено, а, значит, господство компании на рынке очевидно. Если же наоборот, внутренняя стоимость активов преобладает над внешней, то власть компании на рынке минимальная;
  3. Индекс Лернера. Данный индекс представляет собой отношение доли компании на действующем рынке к эластичности спроса по цене. В данном случае, если индекс Лернера достаточно большой, это будет говорить о том, что цена компании очень сильно отходит от принятых конкурентных на рынке норм. В условиях рынка, где господствует совершенная конкуренция, индекс Лернера должен быть равен 0.

К основным косвенным показателям относят:

  1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Данный индекс показывает, какую долю рынка занимает компания на текущий момент времени, он рассчитывается как сумма квадратов всех долей компаний на рынке. Индекс имеет значения от 1 до 0, если рынок с совершенной конкуренцией, что практически невозможно, то индекс будет равен 0 и это говорит о том, что на рынке огромное количество компаний, которые продают свой товар и занимают невероятно малую долю этого рынка. А вот если индекс стремится к 1, то значит, компания имеет достаточно серьезную долю на рынке, а, следовательно, и власть;
  2. Индексы концентрации. Данные индексы призваны показывать, какую долю на рынке занимают крупнейшие компании, и какую власть они оказывают и воздействие на этот рынок. Рассчитывается данный индекс как сумма всех долей крупнейших компаний на рынке на текущий момент времени. Данный показатель имеет ряд неточностей, по мнению экономистов, как неизвестно, сколько малых фирм помимо крупных действует на рынке, какая у них доля рынка и концентрация, а также какую власть они имеют на данном рынке.
Замечание 2

Таким образом, показатели рыночных структур позволяют определить власть конкретной компании действующей на рынке в данный момент времени, ее влияние на рыночную обстановку или, наоборот, влияние рынка на деятельность фирмы или даже нескольких фирм. Для этого в экономической теории используют прямые и косвенные показатели измерения власти, с помощью них можно технически рассчитать какая доля рынка приходится на компанию.

Дата последнего обновления статьи: 22.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot