Рыночные структуры
Рынок представляет собой механизм, внутри которого происходят беспрерывные экономические отношения между покупателями и продавцами.
Рынок формируется под влиянием процесса спроса и предложения, если есть спрос, то будет и предложение, также этот процесс можно рассматривать и в обратную сторону.
Внутри рынка сформировались различные рыночные структуры, которые работают и функционирует каждая сама по себе, но образуя единое целое – рынок.
Рыночные структуры – это совокупность качеств и признаков, которые характеризуют поведение предприятий на рынке.
Говоря о рыночных структурах обязательно необходимо отметить те качественные признаки, которые и характеризуют ту или иную структуру рынка:
- Количество предприятий, работающих в структуре;
- Тип структуры: монополия, конкуренция, олигополия и т.д.;
- Тип товаров в данной структуре;
- Возможности входа и выхода из структуры (свободный или закрытый);
- Ассортимент товара в данной структуре и т.д.
Роль рыночных структур
Рыночные структуры определяют ту или иную отрасль, в которой фирма потенциально хочет работать и располагает необходимыми для этого ресурсами. Рыночные структуры могут носить различное назначение, так, выделяют рыночные структуры чистой конкуренции или монополии, олигополии и т.д. Но идеальной рыночной структуры не найти.
Роль и значение рыночных структур высоко на современном этапе развития экономики, так как они сочетают в себе все возможные типы и модели экономических структур в реальной жизни и на реальных рынках. Реальные структуры разнообразны, и в них нет четкого преобладания одной или другой формы рыночных структур, так как в жизни они не идеальны и могут сочетать в одной структуре даже несколько видов структур.
Анализ и оценка рыночных структур
Изучением, анализом и оценкой рыночных структур является экономическая теория. Экономическая теория на практике и в теории изучает рыночные структуры, пытается обосновать многообразные формы и типы реальных структур, оценить их с точки зрения экономической эффективности и т.п.
На сегодняшний день на реальном рынке действует огромное количество рыночных структур,и для того, чтобы их проанализировать и оценить, какая структура наиболее эффективна или экономически целесообразна, необходимо рассчитать несколько параметров и ответить на главные вопросы.
Сколько предприятий функционирует в данной рыночной структуре? Общее количество действующих фирм на рынке, так или иначе, должно влиять на равновесие рынка. Если компаний в рыночной структуре много, то новая фирма, вышедшая на рыночную арену не способна влиять на равновесие рынка, даже с помощью таких рычагов как: объем продукции, цена товара или активный маркетинг. Чем меньше фирм в рыночной структуре, тем больше шанс влияния на рынок. Поэтому те рыночные структуры, что имеют меньшее количество фирм, более привлекательны с точки зрения бизнеса.
Осуществляют ли компании самостоятельный контроль над ценовой политикой или это невозможно? Чем больше фирм в рыночной структуре, тем меньше компания может контролировать цену на выпускаемый ею товар, и чем меньше фирм на рынке, тем больше может реализовывать ценовой контроль фирма над своим товаром. Поэтому от ценового контроля зависит доход предприятия в данный момент времени и в будущем.
Какие вида товара преобладают в рыночной структуре: однородные или неоднородные? От того, что производит компания, а также от вида выпускаемого товара зависит его успех на том или ином рынке. Если большая часть продукции в рыночной структуре носит дифференцируемый характер, то конкуренция в такой отрасли не так высока. А если, наоборот, товар носит стандартизованный характер, то конкуренция в структуре серьезная. Это связано с тем, что дифференцированный товар означает, что один и тот же вид товара можно производить в разных вариациях, например, стиральный порошок, предназначение – стирать белье. Однако, может существовать множество видов порошков, с разными запахами, свойствами, ценами, для ручной стирки или автомат и т.д. Фирмы с таким товаром могут более жестко контролировать цены на товар, в отличие от стандартизованного товара, где ценовой контроль минимальный.
Возможно ли просто войти в рыночную структуру или это невозможно? Как известно, далеко не во все рыночные структуры можно легко и просто вступить и начать работать. Большая часть рыночных структур открытая, то есть дает возможность без барьерного дальнейшего развития в определенной нише товаров или услуг. Но есть отрасли, которые подразумевают определенные условия для того, чтобы в них работать. Например, нефтегазовая отрасль или добыча полезных ископаемых. Доступные рыночные структуры подразумевают высокую конкуренцию среди работающих в них компаний, тогда как слабо доступные рыночные структуры работают с меньшей конкуренцией на рынке.
Существует ли неценовая конкуренция внутри рыночной структуры? Этот вопрос дает ответ о том, что внутри рыночных структур, где преимущественно реализовывается товар дифференцированного характера, между фирмами идет борьба неценовая, а по уровню качества производимого товара или каких-то дополнительных преимуществ. Дифференцированный рынок предполагает большую конкуренцию, рынок с большой конкуренцией говорит о том, что цены на товар, скорее всего, будет диктовать сам рынок, что приведет к снижению контроля цен на товар со стороны компаний, а, следовательно, предприятиям ничего не останется как завоевывать потребителей с помощью неценовой конкуренции, за счет совершенствования свойств своего товара и продукции.
Ответив на данные вопросы, можно оценить и проанализировать ту или иную рыночную структуру, понять, насколько они большие, какие товары преобладают, можно ли свободно войти в данную структуру и выйти из нее. Все это поможет в дальнейшем предприятиям принимать решение о том, смогут ли они работать в той или иной рыночной структуре, создадут ли они конкуренцию на рынке, смогут ли повлиять на контроль цен или нет, что в итоге, приведет к окончательным ответам на главные вопросы.