Предпринимательский риск и его сущность
Выходя на рынок товаров и услуг, каждый потенциальный предприниматель рискует. По истечении определенного времени, риск либо оправдывает средства, либо нет.
Предпринимательский риск – это самостоятельное решение каждого отдельного предпринимателя в области деятельности его компании, связанной с различными вопросами (сегментация рынка сбыта, ассортимент товара, коммерческие предложения и т.д.).
Предпринимательский риск еще часто называют коммерческим.
Причины и виды предпринимательского риска
Считается, что основной риск предпринимательской деятельности связан с финансовыми потерями, которые могут произойти по различным причинам: неправильный выбор целевой аудитории, высокая себестоимость производимого товара или услуг, не инновационный подход к реализации товаров, слабый сбыт продукции, неграмотное ценообразование и т.п.
Существует несколько видов предпринимательского риска в современных рыночных условиях:
- Чрезвычайные ситуации, которые могут произойти в природных условиях или в условиях производства, не зависящие от человеческой целенаправленной деятельности. Примером такого риска могут быть стихийные бедствия: наводнения, землетрясения, пожар и т.д.
- Риск, связанный с экологией вокруг производства. Многие предприниматели забывают о том, что в условиях производства могут нанести вред окружающей среде, что повлечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность.
- Риск, связанный с финансово – хозяйственной деятельностью предприятия. Предприниматель осуществляет деятельность в надежде на прибыль, но не всегда это получается, многие направления бизнеса не выгодные и не приносят дохода, что влечет за собой банкротство и полную потерю финансовых средств предпринимателя.
- Риск также может заключаться в виду неверной политики реализации товаров и услуг, как на внешний, так и на внутренний рынок. Такая политика приводит к тому, что продукция продается очень вяло и не стабильно, а, следовательно, не может приносить должного дохода компании, что в итоге может привести к разорению и потере финансовых средств предпринимателя.
- Риск технического характера. Он наступает в момент, когда компания может даже не начать работать в полную меру, а на этапе построения бизнеса. Например, предприниматель решил построить торговый дом в самом центре города, были произведены сметные работы, и началось строительство. После прохождения n- го этапа стройки она замораживается по причине того, что в проекте ошибка, или местные власти не дают согласования на проведение определенных работ. Такой простой, а также неверная проектировка бизнеса может привести либо к большим финансовым потерям, либо к полной заморозке бизнеса.
- Риски валютных операций. Компания, которая связывает свою деятельность с валютными операциями, рискует потерять средства в случае изменения валютных курсов.
Таким образом, компания на рынке, особенно, если она открывается только что, прежде всего, рискует своими финансовыми средствами. Финансовые средства – это то, ради чего эта же компания и будет осуществлять свою деятельность. Поэтому для успешного дальнейшего существования предприятия необходимо правильно предварительно рассчитывать риски и пытаться всевозможно их снизить.
Расчет предпринимательского риска
Рассчитать предпринимательский риск возможно только, если знать точные значения различных параметров и факторов, которые косвенно или явно влияют на ситуацию. Но, к сожалению, если бы заранее знать все эти показатели, то риски бы перестали существовать как факт. Поэтому существуют лишь методики расчета рисков, которые способны приблизительно определить лишь тенденцию риска или помочь снизить факт их возникновения.
Методами расчета предпринимательского риска служат:
- Методы экономико-статистического анализа. Такой метод расчета показателей риска считается основным, так как он строится на анализе основных финансовых и экономических показателях деятельности компании в разрезе и динамике по годам. Обычно в анализ берут от 3 до 5 прошедших лет. К показателям такого метода относят: уровень возникновения финансового риска (произведение вероятности риска, который может возникнуть) и возможные потери финансового характера компании), дисперсия (характеризуется как степень дохода по ожидаемой финансовой операции), отклонение стандартного типа (показывает уровень риска в индивидуальном порядке) и т.д.;
- Методы экспертного порядка. Такой метод мало пользуется спросом у современных российских предпринимателей, так как он базируется не на конкретных данных компании и ее деятельности, а на мнениях различных экспертов в отношении этой компании. В таком методе за основу взяты все суждения экспертов о том или ином вопросе, которые подтверждают свое предположение конкретными примерами, цифрами, законами, расчетами и т.д. Этот метод подходит в том случае, когда у предприятия мало информации из внутренней среды, то есть, либо данные компании по исследуемому вопросу потеряны, либо их нет вообще, либо специалисты фирмы не могут точно ответить на поставленные вопросы. Методика действует следующим образом: берутся специалисты из разных областей (страхование, медицина, юриспруденция, экономика, политика и т.д.), предлагается перечень критериев оценки по заданному вопросу, например, от 0 до 10 баллов. После чего экспертам необходимо ответить на вопрос о риске, используя предложенные баллы;
- Метод аналоговой оценки рисков предприятия. В данном случае активно используется система сравнения риска предприятия со схожими рисками, которые возникали у других предприятий и рассмотрение путей снижения этих рисков на основании методик тех самых предприятий, которые прошли уже через эту ситуацию.
Таким образом, все методики расчета предпринимательского риска могут активно использоваться на предприятии, но надо заметить, что самой распространенной считается та, что использует аналоговую оценку рисков.