В любом направлении деятельности человека существует угроза риска. Проанализировав историю, можно прийти к выводу, что угроза не получения результатов, которые были намечены, в большей степени проявляется в товарно-денежных отношениях и конкуренции предпринимательских организаций. В связи с развитием капиталистических отношений выдвигаются всевозможные теории рисков. В свою очередь деятельность классиков экономической теории направлена на исследование вероятных проблем риска, которые могут возникнуть в процессе предпринимательской деятельности.
Сущность предпринимательского риска
Риск - это вероятность получения непредсказуемого результата при принятии решения в состоянии неопределенности.
Понятия “риск” и “предприниматель” были впервые использованы вместе Ричардом Кантильоном. Он написал, что “предприниматель - это человек, действующий в условиях риска”.
Говоря об определении риска, можно выделить три понятия, связанных между собой:
- рисковое событие - это непосредственно наступление самого риска;
- последствия риска, которые могут иметь физический или психологический характер;
- отношение субъекта к риску, где он может дать оценку возможным отрицательным или положительным последствиям риска.
Предпринимательский риск - это категория экономики, заключающаяся в неопределенном исходе планируемой предпринимательской деятельности,которая отражает степень успеха или неуспеха деятельности предпринимателя по отношению к планируемым результатам.
Последствия могут проявиться в виде финансовых потерь или неполучения ожидаемой прибыли.
Причины повышенного риска в предпринимательской деятельности могут быть как внутри фирмы (работа персонала), так и во внешней среде обитания предприятия (политические, социальные, экономические).
Исходя из этого предпринимательские фирмы выделяют несколько уровней условия их функционирования:
- хозяйственный потенциал (предпринимательские помещения, оборудования, сотрудники, разработки новых товаров);
- спрос на производимый товар или предоставляемые услуги;
- конкуренция на внешнем и внутреннем рынках;
- влияние окружающей среды, скорость инфляции, размер выплаты налогов.
Если же один из уровней функционирования меняется, появляется угроза риска. В такой ситуации предприниматели выбирают из существующих возможных вариантов риска самый минимальный. В то же время важно сделать выбор, который не повлияет на материальное состояние компании.
Говоря о таких понятиях как “риск” и “неопределенность”, крайне важно разграничивать их и понимать определение каждого из них.
Риск говорит о тех ситуациях, где наступление определенных событий вполне вероятно и может быть количественно оценено.
Неопределенность характеризует события, вероятность наступления которых предугадать невозможно. К такому понятию относятся различные форс-мажорные обстоятельства.
Пути снижения предпринимательского риска
В условиях принятия нужного решения для избежания возможности риска предприниматель должен обладать крепкой профессиональной подготовкой. Ведь в стрессовых ситуациях один предприниматель может иметь такие качества как стойкость, вера в свои силы и умение выдвинуть несколько альтернативных решений, а другой, в свою очередь, будет неуверен в себе и не сможет обладать собой. Здесь будет иметь значение именно психологическое качество человека. Чтобы избежать состояний растерянности в рисковых ситуациях, необходимо иметь крепкую базу знаний в области политики, экономики, психологии, юриспруденции.
К основным способам снижения предпринимательского риска можно отнести глубокую проработку вероятных проблем до начала проекта; поиск компетентных сотрудников и партнеров для разработки проекта; вычисление прогнозов на спрос на определенную продукцию или услуги; разделение риска между сотрудниками проекта; всегда иметь отложенные средства на непредвиденные расходы; страхование риска.
Правила для избежания проблем предпринимательского риска
Принятие предпринимателем верного решения - это залог успешной и процветающей деятельности, так как оно значительно снижает возможность риска и способствует высокое качество планируемого результата. Американский социолог М. Рубинштейн сформулировал основные правила для принятия предпринимательских решений.
- Получите представление о проблеме в целом, и только после этого вникайте в детали.
- Перед принятием решения обязательно рассмотрите все возможные варианты.
- Не бойтесь сомневаться. Даже самые явные истины должны оставлять сомнение.
- Постарайтесь рассматривать существующую проблему с абсолютно разных точек зрения, даже если кажется, что шансов на успех не осталось.
- Ищите аналогии, которые помогут вам вникнуть в суть проблемы. Берите в использование схемы и диаграммы, так как именно они помогают охватить большую проблему одним взглядом.
- Старайтесь задавать больше вопросов как себе, так и партнерам. Правильно сформулированный вопрос может существенно изменить суть ответа.
- Пытайтесь не использовать первое же решение, которое пришло вам в голову. Найдите слабые места данной проблемы и продумайте ряд других, не столь явных решений.
- Постарайтесь доверять своей интуиции. Не смотря на значимость аналитического мышление в возникших проблемах, старайтесь не отбрасывать вариант, который может подсказать вам ваша интуиция.
- Обсудите с кем-либо возникшую проблему перед принятием конечного решения.
- Помните о том, что каждый человек судит о возникшей проблеме со своей индивидуальной точки зрения.
Предпринимательский риск можно рассматривать как обратную сторону экономической свободы. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует и свобода других организаторов. Но в сфере предпринимательской деятельности вполне обосновано выражение “кто не рискует, тот не побеждает”. Именно в условиях принятия рискованного решения предприниматель имеет большую вероятность достичь ожидаемой прибыли и развить качественную предпринимательскую деятельность.