Отраслевой рынок – это часть рыночного пространства, которая характеризуется сочетанием специфических запросов потребителей и специфических, способных эти запросы удовлетворить, продуктов, которые в своей основе имеют общую материальную, технологическую и техническую базу.
Понятие отраслевого рынка
Рыночную экономику следует рассматривать как совокупность нескольких рынков. Рынки могут выделяться как по территориально-географическому признаку (региональные и местные рынки), так и по признаку сферы хозяйственной деятельности (отраслевые рынки).
Отраслевой рынок можно представить в виде пересечения потребительского сегмента и товарного сектора, отличительной чертой которого является специфика процесса по производству товара.
- Потребительский сегмент – это конкретный контингент покупателей, которые располагают группой схожих признаков (однородными неудовлетворенными потребностями, примерно одинаковым уровнем денежного дохода, едиными взглядами на жизнь и т.д.).
- Товарный сектор – это конкретная группа хозяйствующих субъектов, которые производят и предлагают к реализации на рынке группу однородных товаров.
Понятие «отраслевой рынок» стоит отличать от понятия «отрасль». Отрасль по своему характеру – это технологическое понятие. Ее анализируют, прежде всего, с точки зрения производителей. Отраслевой рынок – это более экономическое понятие. Его анализ обычно проводится с позиций потребителей.
Как и любой другой, отраслевой рынок имеет три главных субъекта – домашние хозяйства (потребители), фирмы (производители и посредники) и государство. Структурно отраслевые рынки могут функционировать в форме совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.
Сущность и проявление результативности отраслевых рынков
Отраслевая организация рынков стала предметом тщательного изучения в 1930-е гг. после опубликования работ гарвардских исследователей Э. Мэйсона и Дж. Бэйна. Они утверждали, что результативность функционирования отраслевых рынков находится в зависимости от значения таких параметров, как сложившаяся структура рынка и особенности поведения на нем продавцов и покупателей.
Поведение производителей в значительной степени определяется уровнем барьеров, установленных на вход и выход с рынка. А дифференциация продукта является прямым следствием степени концентрации производителей на рынке. Кроме того, необходимо учитывать различия в стратегиях фирм по ценообразованию, выбору продуктовой ниши и методов продвижения продуктов на рынок.
Многие экономисты рассматривают результативность рынка как качественную характеристику.
Во-первых, результативность рынков напрямую связывают с уровнем конкуренции на нем. Считается, что рост результативности рынка имеет место в случае снижения уровня его монополизации, поскольку при конкуренции наилучшим образом происходит аллокация ограниченных экономических ресурсов.
Во-вторых, под ростом результативности рынка зачастую понимается его трансформация в сторону состоятельности. Речь идет по увеличении способности рынка самостоятельно осуществлять рациональное использование ограниченных ресурсов.
Если рассматривать результативность функционирования отраслевых рынков в качестве результата взаимодействия ряда параметров, то можно выделить следующие возможные направления проявления результативности:
- Эффективность экономики, т.е. получение максимально возможного реального дохода по итогу распределения ограниченных ресурсов;
- Прогрессивность экономики, что проявляется в постоянном улучшении способов организации производственных факторов, качества и разнообразия продуктов, а также в пополнении запасов экономических ресурсов;
- Экономика всеобщей (максимальной) занятости, но при недопущении избыточно высоких темпов инфляции;
- Справедливость экономики, которая заключается в соответствии распределения реального дохода удовлетворению, во-первых, важнейших потребностей, во-вторых разумных ожиданий, и возмещению, приложенных к производству усилий.
Факторы результативности функционирования отраслевых рынков
Для того, чтобы дополнить представление о результативности функционирования отраслевых рынков, рекомендуется проанализировать труды Р. Кэйвса и Ф. Шерера, которые изучали именно этот объект исследования. Они выделили несколько факторов, воздействие которых определяет итоговое значение результативности рынка.
Прежде всего, требуется предотвращение расточительства в отношении ограниченных ресурсов. Это касается не только производителей, которые склонны перекладывать свои издержки на третьих лиц, но и покупателей, которые могут поступать нерационально и совершать нерациональное потребление.
Отраслевой рынок должен обладать таким товарным механизмом, который бы установил гармонию во взаимосвязи производства и потребления. В результате этого предприятия будут принимать ключевые решения насчет производственного процесса только при первоочередном учете рыночных сигналов об изменении величины и объема платежеспособного спроса.
Рассматривая функционирование отраслевого рынка в долгосрочной перспективе, должен фиксироваться устойчивый рост доходов населения. Это проявляется и в увеличении объемов платёжеспособного спроса, и в увеличении объемов производства в стоимостном выражении (с учетом инфляции).
Производители на отраслевом рынке, стремясь к снижению затрат на создание единицы продукции, должны на регулярной основе предпринимать попытки внедрить в производственный процесс новые технологии и технические новшества. Это, в частности, позволит отраслевому рынку полностью использовать все виды ресурсов (в том числе трудовые ресурсы).