Формирование экономической политики
Любая наука, будь то математика, философия или экономика, со временем претерпевают изменения. Формирование принципов, видов, понятий происходит благодаря историческим событиям. Экономика не стала исключением.
В 18-19 веках рыночная экономика, на тот момент являвшаяся основной наукой о ведении народного хозяйства, начала свою трансформацию. Появляется новое экономическое явление "экономическая политика".
Активно развивающийся государственный сегмент, возрастающая роль государства в жизни общества, а также массовое производство продукции, обусловленное появлением машинного производства, послужили причинами возникновения такого явления. Взаимоотношения государства и бизнеса необходимо было регулировать.
Первый переломный момент произошел благодаря мировому экономическому кризису 1929-1933 гг. Общество сделало вывод что "рынок" и "государство" не могут существовать параллельно друг другу, имея нейтральные отношения. Государство должно, и это необходимо, вмешиваться в работу рынка: защищать его и ставить в абсолютно конкретные рамки. Для более эффективной работы экономики требовались сложные комплексные государственные подходы.
Новая экономическая политика (НЭП)
Одним из этапов реформирования экономической политики был период НЭПа в Советском Союзе.
Целью этой реформы было ведение частного предпринимательства. Новая экономическая политика стремилась к реализации достаточно современных на сегодняшний день идей:
- привлечение иностранного капитала,
- введение налога с хозяйствующих субъектов,
- восстановление рыночных отношений,
- введение понятия собственности,
- реализация денежной реформы, которая состоялась в 1922-1924 годах.
Законодательным образом был определён разрешительный порядок открытия торговых точек. Нормативными актами утверждается возможность организации предприятия, в том числе с наемными работниками до 20 человек, государственный монополизм в некоторых сферах уступает частному предпринимательству.
Вступает в силу Гражданский кодекс РСФСР, предусматривающий право на организацию своего предприятия. Частная собственность получает гарантии на защиту имущественных прав, охраняемых законом и подлежащих защите судом.
Утвержден коммерческий кредит для долгосрочного кредитования, финансирования капитальных вложений, для инвестирования промышленности. Были созданы первые акционерные общества, образован Центральный Коммунальный банк РСФСР, введен в действие земельный кодекс РСФСР. Вся земля, недра, воды, леса отныне были государственными. Предусматривалась только аренда земли.
Конечно, все эти меры по реформированию экономической политики были направлены в большей степени для улучшения положения большевиков. Но это уже политический вопрос.
В период НЭПа образовываются тресты. Они приходят на замену главкам. Тресты получают полную хозяйственную и финансовую самостоятельность, могут решать какую продукцию производить и, как и где ее реализовать. Позднее, более 80% трестов объединились в кооперации. Такие кооперации могли заниматься сбытом, снабжением, кредитованием. Они же стали представителями оптовой торговли в промышленности. Многие государственные предприятия были либо переданы в частные руки, либо сданы в аренду, в редких случаях иностранным фирмам.
Экономическая политика России 1990х гг.
К концу существования СССР в России назревал экономический кризис, связанный с падением цен на нефть и с высокими затратами в оборонно-промышленный комплекс. В стране наблюдается товарный дефицит.
Новым правительством было принято решение запустить в стране либерализацию цен. Данная экономическая политика предполагала отпуск цен, то есть регулирование цен передавалось в руки хозяйствующих субъектов, а именно предпринимателей.
Либерализация цен как реформа, призванная уравновесить спрос и предложение, а значит таким образом стабилизировать рынок, не являлась перспективной с самого начала. Дело в том, что цены регулировались местными властями, которые поторопились оставить это право регулировки цен за собой.
Следом началась приватизация народного хозяйства как раз после отпуска цен. Но правительство по-прежнему стремилось регулировать ценообразование на приватизированных объектах.
По сути государство не было готово к проведению реформы либерализации цен из-за жесткой монетарной политики. Проведение такой реформы было поспешно, не проработано, отсутствовал комплексный подход к переходу к рыночной экономике. Тем не менее либерализация цен дала небольшие результаты. Удалось добиться уменьшения товарного дефицита.
Монетарная политика- это комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики.
Приватизация же как очередная реформа экономической политики должна была быть проведена до либерализации цен, поэтому эта реформа тоже прошла сложный путь. Началом данной реформы был выпуск ваучера номинальной стоимостью 10000. Предполагалось Широкое использование его, но по факту на него можно было купить только акции какого-либо предприятия. Но эта схема не сработала. Темпы приватизации были низкими. Продажа акций предприятий не приносила необходимого дохода в казну государства.
Заключительным этапом данной реформы считается период выхода закона о приватизации государственного и муниципального имущества от 2001г, который конкретизировал все положения процесса регистрации, разграничил права и обязанности субъектов приватизации.
Помимо либерализации цен и приватизации, в стране была проведена еще одна реформа - либерализация внешней торговли. Итоги этой реформы привели к развалу производств, а также упадок сельскохозяйственного сегмента. Всё это произошло потому что дешевые импортные продукты потекли на прилавки магазинов, а продажа отечественного сырья за границу оказалась очень прибыльной. Соответственно инвестировать в развитие производства внутри страны стало невыгодно.