Рынок продовольственных товаров - это целостная система рационального распределения продовольственных товаров первичной или вторичной переработки, которая обеспечивает взаимодействие производителя и потребителя в процессе установления объемов, структуры производства, а также необходимого качества и цены продукции.
Изменение покупательского поведения
Рассмотрим основные тенденции, которые характеризуют изменение поведения покупателей на рынке продовольственных товаров:
- Увеличение доли безналичной оплаты в силу ее удобства не только для покупателей, но и для продавцов и государства. Покупатель не тратит время на поиски банкоматов, продавец существенно сокращает время обслуживания одного клиента. Выгода безналичных платежей для государства обусловлена тем, что это осложняет уход бизнеса от налогов.
- Рост популярности систем оплаты, таких как Google Pay или Apple Pay. Современным покупателям неудобно искать в сумке и кошельке банковскую карту, тогда как телефон всегда под рукой. Все это привела к активному развитию систем электронных платежей крупней ИТ-корпораций (Google и Apple).
- Увеличение числа покупок с доставкой на дом. Все больше продавцов продовольственных товаров открывают собственные интернет-магазины для доставки товаров к покупателю. Среди возможных направлений развития рынка: возможность у покупателя выбрать продукты в офлайн-магазине с дальнейшим заказом их доставки на дом посредством мобильного приложения или пункт заказа в самой торговой точке.
- Активизация борьбы государства с продажей контрафактной продукции через единую систему маркировки и учета. Все это приводит к изменениям бизнес- и логистических процессов, внедрению нового торгового оборудования в магазинах, на складах и даже производстве.
- Широкое распространение промо-акций на рынке продовольственных товаров. По данным некоторых исследований, около 60% всех продовольственных товаров в России продается по промо-акциям. Это связано с ростом федеральных сетевых магазинов при замедлении общего росте рынка.
Поведение потребителей, которые платят за товар, связано с сформировавшимися критериями к качеству и надежности того или иного продавца продовольственных товаров. Ведущий фактор спроса, как правило, связан с близостью магазина к дому: независимо от наличия или отсутствия автомобиля у потребителя, никто не захочет ехать за минимальным набором продуктов с примерно одинаковым ассортиментом через весь город. Цена является вторым немаловажным критерием, который значим для покупателя. Далее по степени важности аналитики называют достаточность ассортимента и уровень качества товара.
Развитие рынка розничных сетей в России
Современные розничные сети в борьбе за покупателя продолжают активно искать новые форматы. В 2017-2018 году началась тенденция к диверсификации бизнеса розничных сетей, которые помимо магазинов продовольственных товаров, открывали аптеки, магазины зоотоваров и пр. В будущем этот тренд станет более явным: расширение бизнеса розничных сетей в сторону непрофильных товаров будет сопровождаться активными продажами товаров под собственной торговой маркой. При этом товары, выпускаемые под собственной торговой маркой, не всегда отличаются только низкой ценой: все больше розничных сетей делают акцент на высокое качество продукта при сохранении конкурентной цены.
Федеральные торговые сети постепенно охватывают все новые регионы страны, при этом проявляется и обратная тенденция к тщательному анализу доходов существующих магазинов с постепенным закрытием убыточных торговых точек.
В настоящее время отчетливее проявляются следующие тенденции развития рынка продовольственных товаров:
- формирование и поддержание адекватной конкурентной среды между товаропроизводителями и продавцами, а также между отдельными товарами;
- превышение совокупного предложения над уровнем спроса;
- отсутствие возможности для регулирования цен в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.
Использование современных технологий
Многие розничные сети запустили мобильные приложения и собственный интернет-магазин. Однако, многие из них для пользователей оказались неудобными, что снизило их востребованность у рядового покупателя.
В 2018 году в США, Китае, Европе и Белоруссии были открыты первые продовольственные магазины без кассовых работников. Несмотря на перспективность данного инновационного формата, широкого распространения в нашей стране он не нашел в силу его дороговизны. Наиболее перспективной технологией может стать сканирование товаров в магазине с их последующей оплатой товаров через смартфон. Кроме того, существует тенденция в магазинах продовольственных товаров с помощью современных технологий сокращать численность персонала или перераспределять его работу, а также уменьшать число ошибок, связанных с человеческим фактором. Многие магазины внедряют систему электронных ценников, системы самообслуживания, мобильные решения для оптимизации графика работы.
Благодаря распространению видеоаналитики, многие торговые сети будут стремиться использовать ее в работе. Например, Сбербанк и правительств Москвы начали активное накопление биометрических данных клиентов. Это может стать поводом для использования системы распознавания лиц в оплате покупок на кассе, либо для формирования персонализированного предложения или скидки в магазине. Кроме того, использование видеоаналитики уже сегодня помогает многим крупным торговым сетям бороться с кражами и воровством.
Таким образом, среди перспективных направлений развития рынка продовольственных товаров в России можно назвать повышение национальной продовольственной безопасности, поддержку эффективных отечественных производителей, повышение качества и конкурентоспособности продовольствия, сокращение выпуска и продажи фальсифицированной, некачественной и контрафактной продукции.