Виды малого предпринимательства
Малое предпринимательство весьма многообразно в своих проявлениях. В качестве оснований для классификации могут быть выбраны разные признаки – вид деятельности, форма собственности, число собственников, степень использования наемного труда и т.п.
По виду деятельности (или назначению) малое предпринимательство может быть разделено на:
- производственное,
- коммерческое,
- финансовое,
- консультативное и др.
При этом в рамках одной фирмы может осуществляться несколько видов деятельности: например, компания продает оборудование (коммерческое предпринимательство) и осуществляет консультационные услуги по его использованию (консультативное предпринимательство).
По форме собственности на имущество предприятия можно выделить частную, государственную и муниципальную собственность, а также собственность общественных организаций.
Для субъектов малого предпринимательства установлены ограничения на доли собственности, отличающейся от частной – суммарная доля участия в уставном капитале государства, муниципальных образований и общественных организаций не должна превышать 25%.
По числу собственников малые предприятия могут быть разделены на:
- индивидуальные,
- коллективные.
Индивидуальное предпринимательство имеет место, когда вся собственность принадлежит одному физическому лицу, коллективное – когда собственность принадлежит нескольким субъектам с выделением долей (долевая собственность) или без него (совместная собственность).
Следует отметить, что индивидуальное предпринимательство как вид предпринимательства не совпадает с одноименной организационно-правовой формой. Так, например, общество с ограниченной ответственностью может иметь единственного учредителя, и тогда это будет также индивидуальное (а не коллективное) предпринимательство.
По степени использования наемного труда различают предпринимательство:
- без наемных сотрудников (когда предприниматель работает сам),
- с наемными сотрудниками.
Формы малого предпринимательства
Различают организационно-правовые и организационно-экономические формы малого предпринимательства.
Организационно-правовые формы, предусмотренные законодательством, это:
- общества,
- партнерства,
- кооперативы,
- хозяйства (крестьянские или фермерские),
- индивидуальные предприниматели.
Признаки общества с ограниченной ответственностью:
- уставный капитал разделен на доли между учредителями;
- участники несут ответственность в пределах стоимостей долей.
Несколько реже малое предпринимательство реализуется в форме акционерного общества.
Под акционерным обществом понимают общество, уставный капитал которого разделен на фиксированное число акций. Мера ответственности участников ограничивается стоимостью их акций.
Кооперативы бывают производственными или потребительскими.
Производственный кооператив (артель) – это объединение граждан для совместной деятельности, базирующееся на их личном трудовом или ином участии.
Потребительский кооператив, строго говоря, относится к некоммерческим организациям. Однако потребительские кооперативы (если это оговорено в учредительных документах) могут вести предпринимательскую деятельность, а доходы распределять между членами.
Особенностью крестьянского (фермерского) хозяйства является осуществление деятельности в сельскохозяйственной сфере. При этом юридическое лицо может не создаваться, деятельность в таком случае ведется на основе соглашения между участниками. Главой хозяйства может выступать индивидуальный предприниматель.
Индивидуальный предприниматель – это зарегистрированное в установленном порядке физическое лицо.
Организационно-экономическая форма в большей степени характеризует внутреннюю структуру предпринимательства (тогда как организационно-правовая – права и ответственность организации и ее участников перед внешними пользователями).
Различают:
- частнопредпринимательскую фирму,
- партнерство,
- корпорацию.
Частнопредпринимательская фирма характеризуется единоначалием, партнерство – участием нескольких равноправных партнеров (вносящих вклад в деятельность и управление). Форма корпорации более характерна для крупного бизнеса, когда множество участников (обычно – акционеров) практически не принимают участия в деятельности компании.