Сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность представляет собой зарегистрированную в установленном законом порядке самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность экономических субъектов, направленную на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и пользования имуществом.
Предпринимательство выступает важнейшим драйвером развития рыночной экономики, а ее осуществление регулируется действующим законодательством. Основные признаки, характеризующие сущность предпринимательской деятельности, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Признаки предпринимательской деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Признаки предпринимательской деятельности отражают ее сущность. Все они тесно взаимосвязаны между собой.
Основополагающей целью предпринимательской деятельности выступает получение прибыли посредством максимального удовлетворения общественных потребностей.
Основными функциями предпринимательской деятельности принято считать:
- новаторскую функцию;
- организационную функцию;
- ресурсную функцию;
- социальную функцию;
- личностную функцию.
Комплексное сочетание признаков и функций предпринимательской деятельности обуславливает особенности ее осуществления.
Особенности функционирования школьных образовательных учреждений
Образовательная среда выступает необходимым элементом становления личности и развития общества. В современном мире функционирует многоступенчатая система образования, начиная от дошкольного и заканчивая академическим. Особая роль отводится общеобразовательной ступени развития, которая закладывает фундамент для последующего обучения и профессионального становления подрастающего поколения.
Согласно Конституции все граждане Российской Федерации имеют право на получение образования. Общее образование осуществляется в стенах школьных учебных заведений.
Школа представляет собой основной тип общеобразовательных учреждений, способствующий укреплению физического и психического здоровья детей. Основные виды общеобразовательных учреждений представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные виды общеобразовательных учреждений в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несмотря на различия в специфике образовательных учреждений, все они имеют общую цель - воспитать полноценного человека и гражданина.Одним из важнейших условий ее достижения выступает создание воспитательной системы. При этом каждоеобщеобразовательное учреждение имеет свои отличительные особенности.
Хотя основной целью деятельности школ является не извлечение прибыли, а воспитание и обучение детей, она, также как и многие некоммерческие организации, вправе осуществлять коммерческую и предпринимательскую деятельность. В современном мире школы этим правом активно пользуются.
Предпринимательская деятельность образовательных учреждений
Согласно действующему законодательству образовательные учреждения, в том числе школы, имеют право на привлечение дополнительных финансовых средств посредством оказания на коммерческой основе дополнительных и иных, предусмотренных в уставе образовательного учреждения, услуг.
Государственные и муниципальные школы могут оказывать на платной основе дополнительные образовательные услуги населению, предпринимателям, организациям и учреждениям. При этом эти услуги могут быть не предусмотрены государственными образовательными стандартами и соответствующими образовательными программами. В качестве примера таких услуг можно привести занятия с обучающимися углубленным изучением предметов,репетиторство, преподавание специальных курсов и циклом дисциплин и т.п.
Негосударственные образовательные учреждения могут взимать плату с воспитанников и обучающихся за оказание образовательных услуг, включая обучение в пределах государственного образовательного стандарта. При этом коммерческая образовательная деятельность такого образовательного учреждения не считается предпринимательской в том случае, если полученный от нее доход всецело направляется на покрытие затрат, связанных с обеспечением образовательного процесса (оплату труда сотрудников школ), его развитием и совершенствованием.
Взаимоотношения негосударственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений в рамках оказания платных услуг, и обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) регулируются договором, который определяет уровень образования, сроки и стоимость обучения, а также иные условия.
Основными целями осуществления предпринимательской деятельности школ являются:
- извлечение дополнительных доходов, необходимых для успешного проведения учебной деятельности;
- содействие материальному обеспечению образовательного учреждения в условиях неполного финансирования.
Непосредственно организацией и осуществлением предпринимательской детальности школы, как правило, занимается ее директор. Именно ему предоставлено право на заключение договоров с физическими и юридическими лицами, открытие расчетных счетов и совершение прочих операций.
Одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности школ выступает тот факт, что доходы, полученные от ее осуществления, учитываются на отдельном балансе и за вычетом налогов реинвестируются в деятельность школы.
Виды предпринимательской деятельности школ
Сегодня школы имеют право на осуществление предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, предусмотренной Уставом общеобразовательного учреждения. Основными видами осуществления предпринимательской деятельности школ выступают:
- оказание посреднических услуг;
- торговля покупными товарами и оборудованием;
- информационное обслуживание населения;
- оказание дополнительных платных образовательных услуг;
- долевое участие в деятельности иных учреждений и организаций, включая образовательные и т.п.
Помимо этого школьные образовательные учреждения могут осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. При этом предпринимательская деятельность школ должна осуществляться в пределах основных задач и компетенций образовательных учреждений и ни в коем случае не приносить ущерба их основной деятельности, обозначенной в Уставе