Общие особенности малого предпринимательства
Для стабильного развития экономики страны необходимо оптимальное сочетание малого и крупного бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны достаточно велика:
- предоставление рабочих мест,
- реализация творческого потенциала работников,
- возможность трудоустройства социально незащищенных слов населения.
Малый бизнес имеет ряд особенностей, который отличает его от крупномасштабного предпринимательства. В частности, к ним относятся:
- небольшие сферы сбыта продукции,
- численность работников в таких организациях не должна превышать 100 человек.
Для малого предприятия характерен специфический характер финансирования и высокая доля оборотного капитала.
Согласно закону №209 – ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), отвечающие ряду условий по выручке, численности персонала, составу участников.
Малые предприятия более гибко реагируют на смену предпочтений конъюнктуры и могут в кратчайшие сроки перестроить производство и адаптировать его под современные нужды. Зачастую малые предприятия быстрее создают инновационный продукт, нежели крупное производство. В связи с данным фактором во многих странах идет активное финансирование малого бизнеса.
Еще одной важной особенностью является экономичность малого предприятия. На создание и функционирование малого бизнеса требуется значительно меньше затрат. Оборачиваемость такой организации достаточно высока, а заработная оплата сотрудников ниже. Существенной особенностью малого предприятия является упрощенный бухгалтерский учет. Все это позволяет успешно функционировать и поддерживать конкурентоспособность с крупным бизнесом.
Особенности малого бизнеса в России
По сравнению с другими странами малый бизнес России обладает следующими особенностями:
- низкая доля венчурной специализации – инновационное производство в России занимает лишь 6%, остальное приходится на торговлю и коммерцию, в то время как в экономически развитых странах инновационное производство занимает 25%;
- низкая легитимность малого предпринимательства - большинство организаций страны используют «серые схемы» в работе, занижая прибыль и уменьшая налоги. На это влияет высокое налогообложение;
- плохое финансирование малого предпринимательства - отсутствие должного финансирования малых предприятий обусловлено низким индивидуальным капиталом. Стартовый капитал уходит на создание организации, в результате чего возникает потребность в кредитовании, но большинство банков отказывают современным предпринимателям в финансировании в связи с большими рисками потери средств. Как итог - многие малые предприятия на данный момент являются банкротами;
- неустойчивость малого предпринимательства - данная особенность характерна для малого бизнеса в связи с жесткой конкуренцией и нехваткой финансов.
Малое предпринимательство РФ на данный момент развивается в достаточно непростых условиях. Если рассматривать в целом, то малый бизнес благодаря своим особенностям является весьма конкурентоспособным, но некоторые проблемы тянут его развитие вниз. Каждому предпринимателю необходимо понимать особенности малого бизнеса для того, чтобы проанализировать риски.