Общие понятия о бюджете
Все мы имеем относительно устойчивое и правильное понятие о бюджете. Мы знаем семейный бюджет, читаем и слышим о государственном бюджете, бюджете региона, бюджете предприятия.
Бюджет – это совокупность всех платежей, которые производятся за определенный отрезок времени.
Государственный бюджет – это финансовый документ, который содержит информацию о всех возможных финансовых поступлениях и о всех возможных предстоящих расходах средств (выплатах) за определенный бюджетный (финансовый) период (неделю, месяц, квартал, год).
Необходимость составления бюджета вызвана потребностью упорядочить и согласовать объемы поступлений (доходов) и объемы платежей (расходов).
Понятие о структуре бюджета
Как уже упоминалось выше, бюджет содержит подробный перечень возможных источников и объемов финансовых поступлений и перечень возможных выплат. Эти перечни составляют доходную и расходную части бюджета.
Кроме того в структуре бюджета могут выделять такие составляющие, как бюджеты капитальных затрат (инвестиций) и финансов предприятия, прогнозные отчеты о прибылях и возможных убытках (потерях), прогнозный бухгалтерский баланс, отчет о финансовом положении предприятия.
Понятие о дефиците и профиците бюджета
В ходе составления бюджета происходит анализ соотношений объемов расходной и доходной частей. Если объем обязательств по расходам превышает объем планируемых доходов (превышение расходов над доходами), то наблюдается дефицит бюджета. Образуется отрицательное сальдо бюджета.
Если объем планируемых поступлений в бюджет превышает объем планируемых расходов с учетом обслуживания внешнего государственного долга, то такое состояние называется профицитом бюджета. Он свидетельствует о положительном сальдо бюджета. Если объемы расходной части бюджета совпадают с объемами доходной части, то мы имеем дело со сбалансированным бюджетом.
Современный бюджетный кодекс Российской Федерации ограничивает объемы бюджетного дефицита и определяет регуляцию способов по его покрытию. Законодательство устанавливает предельные размеры дефицита бюджета. Показатели дефицита бюджета на следующий финансовый год не должны превышать эти установленные предельные значения. Так, к примеру, законодательство Российской Федерации определило, что дефицит бюджета не должен превышать $15$% от объема доходов.
Понятие о предельном бюджете
В мировой экономической практике существует мнение, что невозможно создать идеальный бюджет. Ввиду неравномерности экономического развития и изменяющейся ситуации на мировом рынке, объемы расходов и доходов могут изменяться на протяжении года. При этом может формироваться как ситуация профицита, так и дефицита бюджета.
Дефицит бюджета может привести к затяжным кризисным явлениям. В мировой практике считается допустимым уровнем бюджетного дефицита объем, который не превышает 3% от объема ВВП страны.
Бюджет, который предусматривает уровень дефицита в размере $3$% от ВВП называется предельным.
Для того, чтобы избежать превышения указанных пределов, государство предусматривает ряд мер по покрытию отрицательного сальдо. Этот процесс называется финансированием бюджетного дефицита. Он предполагает привлечение финансовых ресурсов путем проведения государственных займов и за счет уменьшения остатков ликвидных финансовых государственных средств.
Для этого выпускаются государственные ценные бумаги с указанием их номинальной стоимости (облигации государственного займа) и механизма последующего погашения. Кроме того возможны поступления от продажи акций государственных предприятий, государственных запасов драгоценных металлов.
Помимо этого определяется предельный объем финансирования субъектов бюджетного планирования, сокращение расходов бюджетной сферы. Предельный объем бюджетных ассигнований рассчитывается по следующей формуле:
$VСБП = VБДО + VБПО$ , где:
- VСБП - предельный объем бюджетных ассигнований соответствующего субъекта бюджетного планирования;
- VБДО - бюджет действующих обязательств соответствующего субъекта бюджетного планирования;
- VБПО - бюджет принимаемых обязательств соответствующего субъекта бюджетного планирования.