Сущность кассового бюджета
Кассовый бюджет представляет собой подробную смету ожидаемых выплат и поступлений денежных средств за конкретный период.
В данном документе содержатся конкретные статьи расходов и поступлений, а также их временные рамки. Составление кассовых бюджетов – это основной способ планирования оборота денежных средств. Часто кассовые бюджеты представляют собой простые прогнозы сумм денежных средств, необходимых фирме для финансирования ее хозяйственной деятельности на протяжении того или иного периода в будущем.
Кассовый бюджет предприятия – неотъемлемый компонент основного бюджета фирмы. Он включает в себя данные самых различных бюджетов, в том числе бюджеты закупок, продаж, расходов на оплату труда и т. д. Достоверность показателей, закладываемых в кассовый бюджет во многом зависит от прогнозов, субъективных оценок и, в частности, от прогноза продаж, а также от оценки периода инкассации дебиторской задолженности.
Кассовый бюджет обычно группируются по таким видам деятельности предприятия, как:
- основная
- финансовая
- инвестиционная.
Инкассация наличности представляет собой получение денежной выручки за поставленные на рынок товары и услуги. Существуют также коэффициенты инкассации, которые дают возможность определить, когда и в каком размере ожидается поступление средств от продаж. Значение коэффициентов инкассации определяют на основе анализа денежных поступлений прошлых периодов.
Основываясь на ожидаемых объемах продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации аналитики составляют графики планируемых поступлений от продаж.
Функции кассового бюджета предприятия
Кассовый бюджет дает возможность:
- сформировать представление о потребности предприятия в денежных средствах
- принимать рациональные управленческие решения об оптимальном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов
- анализировать отклонения фактических показателей от плановых по различным статьям, а также оценивать их влияние на финансовые показатели фирмы
- вовремя определять потребности в заемных средствах и т. д.
Особенности составления кассового бюджета
Рассмотрим основные документы, необходимые для составления кассового бюджета.
Для основной деятельности ими являются:
- бюджет продаж (текущих доходов)
- бюджет текущих расходов
- бюджет расходов на оплату труда
- бюджет общепроизводственных расходов
- бюджет закупок материалов
- бюджет коммерческих расходов
- бюджет управленческих расходов
- смета налоговых отчислений.
В бюджете общепроизводственных затрат находят отражение все непрямые затраты, связанные с основным производством (в этот бюджет не включаются прямые материальные затраты и расходы на оплату труда).
Что касается коммерческих расходов, то они, как правило, планируются в процентном отношении к объему продаж.
Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты, которые не связаны непосредственно с основным производством, а также сбытом выпускаемой продукции. В этот бюджет включаются такие затраты, как:
- содержание юридического отдела и отдела кадров
- отопление и освещение зданий непроизводственного назначения, подсобных помещений и др.
- расходы на командировки
- оплата услуг связи и т.д.
Также для составления кассового бюджеты необходимы документы по инвестиционной деятельности (бюджет инвестиционных доходов и затрат) и по финансовой – кредитный договор, проспект эмиссии и т. д.
Факторы, которые учитываются при составлении кассового бюджета
Ими являются:
- результаты анализа: кредиторской задолженности, инкассации дебиторской задолженности, движения денежных средств и др.
- величина кредитной ставки
- налоговое законодательство
- инфляция
- дивидендная политика и т. д.