Понятие финансовых бюджетных ограничений и причины их возникновения
В экономике существуют такие понятия, как «потребности» и «возможности». Основной задачей экономики, как науки, является обеспечение максимально полного удовлетворения неограниченных потребностей с помощью ограниченных возможностей (ресурсов). Финансы относятся к одному из видов ресурсов. Их количество ограничено.
Наличие ограниченного количества денежных средств в бюджете любого уровня образует финансовое бюджетное ограничение. Графическое отражение финансовых бюджетных ограничений предпринимателя носит название "кривой производственных возможностей", потребителя - "кривой равнодушия". Оба эти графика предусматривают полное использование финасовых ресурсов.
Действия потребителя в условиях финансового бюджетного ограничения
Любые товары важны нам как потребителям не сами по себе. Они важны для нас как средство удовлетворения наших потребностей. Потребностей всегда много. Они практически неограниченные, а бюджеты всегда ограничены. Если потребитель израсходовал денежные средства на приобретение одной вещи, то расходы на приобретение других вещей сокращаются.
Для рационального использования ограниченного бюджета используется такое понятие, как «полезность».
Полезность – это субъективное ощущение удовлетворения от потребления блага.
Ощущение полезности является сугубо субъективным и индивидуальным для каждого потребителя (как физических, так и юридических лиц). Критерием рационального поведения клиента на рынке товаров и услуг является понятие «предельной полезности».
Предельная полезность – это дополнительная полезность, которая добавляется с каждой следующей порцией (единицей) потребляемого товара.
При положительной предельной полезности потребитель всегда выбирает набор товаров, которые, при полном расходовании средств, способны повысить его благосостояние.
Закон убывающей предельной полезности
В условиях ограниченного бюджета необходимо учитывать и закон убывающей предельной полезности (первый закон Гессена). Он гласит:
«В условиях увеличения количества потребляемого товара или услуг их полезность от потребления каждой дополнительной единицы уменьшается».
Этот закон имеет важное значение для определения рационального поведения потребителя на рынке. Он отражает связь между снижением предельной полезности и уменьшением количества товаров, которые потребители готовы приобрести.
Эффект замещения в условиях финансовых ограничений
Зачастую, при нехватке средств на те или иные товары, потребитель может заменить недоступные по цене товары на другие, более дешевые. Например, при повышении цен на яблоки потребитель может покупать бананы или груши, если повысились цены на кофе, то потребитель может перейти на потребление чая.
Существует перечень товаров малоценных и низкокачественных (маргарин, спрэды, сигареты низкого качества и т.п.). Если происходит рост цен, то слабозащищенные слои населения повышают объем потребления этих товаров из-за ограниченности своего бюджета.
Факторы, определяющие финансовые бюджетные ограничения
- Одним из существенных ограничителей является время. Успеть сделать больше чем за 24 часа в сутки невозможно. Это определяет показатели работоспособности человека и, соответственно, уровня его доходов.
- Вторым важным ограничителем являются размеры доходов потребителя. Чем выше уровень его доходов, тем выше финансовые возможности потребителя. Чем лучше и эффективнее работают предприятия, тем больше отчисления в государственный бюджет в виде налогов, сборов и т.д. Соответственно расширяются и финансовые возможности государственных бюджетов различного уровня.
Финансовые бюджетные ограничения предпринимателя
Финансовые ограничения имеют и производители товаров и услуг. Их ограничения состоят в ограниченности активов, собственного и заемного капитала, ограниченности доходов.
У банкиров ограничения могут быть обусловлены ограниченными банковскими активами и кредитами. Кроме того фактор риска также ограничивает деятельность банка.
Фактор риска ограничивает и деятельность страховых компаний. В этом случае фактор риска выражается в финансовом размере риска. Который страховщик может принять.
Практически любая организация и ли предприятие работают в условиях финансового бюджетного ограничения.