Федеральный бюджет: понятие и значение
Основа казны каждого государства – бюджет. Он представляется как особая система взаимоотношений, которые основаны на денежных средствах императивного характера, которые в свою очередь служат неотъемлемой частью государственных фондов. Федеральный бюджет существует в форме закона.
Федеральный бюджет – главный финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в форме федерального закона.
Федеральный бюджет в стране играет огромную роль. В жизнеобеспечении системы государства он играет ключевое значение. Основные его функции:
- Стимулирование социальной политики
- Регулирование экономических процессов внутри страны
- Перераспределение ВВП и НД
- Контроль за потоками денежных средств
Итак, задач перед федеральным бюджетом немало, и они объемны и социально значимы. Поэтому формирование и структуризация бюджета – процесс трудоемкий и длительный.
Структура федерального бюджета
Итак, федеральный бюджет – основополагающее звено всей финансово-бюджетной системы государства. Структура федерального бюджета представлена доходной и расходной частями. Для финансовой стабильности, социальной обеспеченности задач государства и принятия эффективных управленческих решений большое значение имеет состав и структура доходной и расходной частей бюджета, а также направления и тенденции их изменений.
Доходная часть формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений.
К налоговым относятся:
- налоги и сборы федерального уровня
- таможенные сборы и платежи
- государственные пошлины
К неналоговым поступлениям относят:
- доходы от использования и продажи личного имущества
- часть от прибыли предприятий унитарной формы
Структура доходной части федерального бюджета определяется потребностью государства в финансовых средствах, а также его возможностями по рациональному и эффективному использованию этих средств. Кроме того влияние оказывает и проводимая экономическая политика в конкретный временной период.
Расходная часть федерального бюджета определяется основными функциями, возложенными на государство законодательно. В первоочередном порядке, конечно, финансируется общественный сектор (расходы на оборону, правопорядок, искусство, культура, здравоохранение и т.д.).
Принято подразделять расходы бюджета на текущие и капитальные. К первым относят расходы на обеспечение функционирования органов гос власти, бюджетных учреждений, оказание помощи нижестоящим бюджетам и отдельным отраслям экономики. Капитальные расходы представляют собой траты на внедрение инноваций, расходы на инвестиции, на воспроизводство производственных мощностей экономики.
Сбалансированность федерального бюджета
В процессе составления и исполнения бюджета возможно расхождение между доходной и расходной частями бюджета. Так называемый принцип сбалансированности бюджета говорит о равенстве доходов и расходов в бюджете того или иного уровня. Однако такая ситуация крайне редка.
При превышении же доходов над расходами образуется профицит бюджета, при обратной ситуации – дефицит бюджета.
Важно отметить, что сбалансированный или «бездефицитный» бюджет не считается положительным результатом. Принято считать, что небольшой дефицит в некоторой степени положительно влияет на состояние экономики, подстегивая ее на развитие и продвижение. Государство в своем развитии имеет возможность расходовать большие суммы, нежели оно получает в виде доходов. Однако большой дефицит опасен ростом инфляции, экономической нестабильностью, ростом государственного долга, что в конечном счете может привести к дефолту.
Необходимость бюджета в законодательной форме обусловлена тем, что без четкого финансового плана нет возможности отслеживания направлений использования средств бюджета, доходных источников. Кроме того наличие бюджета позволяет прогнозировать реализацию масштабных общегосударственных программ, проводить государственный контроль за соблюдением бюджетного законодательства.