Что такое бюджетирование?
Понятие «бюджетирование» расшифровывается как непосредственное составление бюджета, его разработка, а также планирование в разрезе бюджетных процессов.
Под бюджетом понимается финансовый документ, план, отражающий в цифровом выражении запланированную деятельность предприятия.
Разработка бюджетов и работа с ними является неотъемлемой частью планово-экономических структурных подразделений коммерческих организаций, эффективность работы которых в данной области напрямую зависит от уровня квалификации специалистов, а также механизма работы и согласованности действий работников предприятия.
Стоит отметить, что бюджетирование осуществляется не только на уровне всей фирмы, но и на уровне определенных подразделений.
Например, отдел продаж составляет бюджет продаж, а отдел по работе с закупками может составлять бюджет закупок. При этом схемы ответственности за составление таких документов зависят от структуры управления на предприятии (функциональная, линейная, дивизионная, другие системы).
Главным критерием при разработке выступают управленческие и экономические навыки разработчиков.
Так, основные функции бюджетирования на предприятии проявляются на практике в следующем:
- планирование и принятие управленческих решений на основе таких планов;
- оценка финансовой деятельности, платежеспособности предприятия;
- закрепление дисциплины в области финансов, перенаправление интересов различных структурных подразделений в пользу всего предприятия;
- контроль за финансовой деятельностью;
- оптимизация денежных потоков, выявление потребностей.
Как осуществляется бюджетирование в коммерческих фирмах?
Данный процесс зависит от целей предприятия, масштабов фирмы, навыков и целей управленческого персонала.
Несмотря на это, изначально выявляется цель и задачи бюджетирования.
На втором этапе происходит распределение обязанностей между подразделениями, так как бюджеты бывают достаточно разными по своим отраслевым свойствам.
Например, к основным бюджетам на предприятиях относятся бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс. К операционным бюджетам относятся бюджет продаж, бюджет запасов, производственный бюджет, бюджет прямых материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет накладных расходов, бюджет управленческих расходов.
Также дополнительно могут составляться вспомогательные бюджеты (план первоначальных затрат, план капитальных вложений) и специальные (бюджет научно-исследовательских разработок, бюджет чистой прибыли, бюджет налоговый).
На третьем этапе происходит этап планирования (при чем осуществление бюджетирования возможно «сверху-вниз», то есть разработка проходит на уровне высшего руководства и подготавливается с минимальным участием работников других отделов, либо «снизу-вверх», то есть руководители структурных подразделений сами готовят бюджеты в рамках своих полномочий и сферы деятельности).
Четвертый этап является самым важным и предполагает осуществление контроля и принятие управленческих решений при отклонений от планов (бюджета).
Особенности бюджетирования в коммерческих организациях
Важной особенностью в коммерческих структурах выступает такой факт, что процесс организации бюджетирования сильно зависит от размера предприятий.
Так для крупных предприятий, промышленных производств, комплексов с развитой сетью представительств особенно необходимо четкое, высококвалифицированное, согласованное бюджетирование. Тогда как на небольших предприятиях к такой системе применяется меньше требований, так как контроль за бюджетированием осуществляется легче.
Еще одной особенностью является высокие управленческие навыки разработчиков бюджета, а также знания в области экономики, опыт и понимание специфики отрасли, в которой действует фирма.