Когда бюджет сформирован, образуется некоторая общая сумма денег, которая может быть потрачена на различные нужды.
Счет доходов и расходов
Итак, бюджет имеет несколько источников дохода и несколько способов расходования полученных денег. Чтобы получить наглядное представление о том, откуда были получены и куда направлены деньги, все эти источники и статьи расходов можно изобразить в виде одного счета (рис. 1).
Рисунок 1.
Что будет, если правительство истратит не все деньги? В этом случае в бюджете останутся неистраченные деньги в виде бюджетного излишка. Государство сможет потратить эти деньги в будущем, а если излишек наблюдается в бюджете постоянно, государство может уменьшить налоги с населения.
Но правительство может решить истратить деньги в большем количестве, чем оказалось в бюджете. В этом случае возникает бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами.
Каким образом государство может умудриться истратить больше, чем собрало? Истратить неполученные деньги гораздо труднее, чем не истратить часть имеющихся. У государства есть два возможных способа получить деньги для покрытия бюджетного дефицита.
Государство может поступить так же, как поступает любой человек, которому не хватает дохода для обеспечения потребления, - взять деньги в долг. Правительство может выйти на рынок капитала, взять деньги на определённый срок и потом вернуть с процентами. При этом оно может обратиться к посреднику (например, банку) или выпустить государственные ценные бумаги. Ставка процента по государственным долгам может быть несколько ниже рыночного процента, так как риск банкротства государства может быть очень небольшим. "Порядочное" государство никогда не испортит свою репутацию отказом от долга, а доходы у государства тоже никогда не иссякнут.
Государственный заём может и не иметь определённого срока погашения. При этом, если государство часто занимает деньги, государственный долг будет расти, так как ежегодные кредиты будут накапливаться и образовывать государственный долг. Так как проценты нужно платить ежегодно, то выплата этих сумм денег, которая называется обслуживанием государственного долга, может стать достаточно крупным видом расходов и значительно отяготить бюджет.
Содержание государственного аппарата
Кроме создания общественных благ и перераспределения доходов, правительство вынуждено осуществлять расходы на содержание государственного аппарата.
Любой государственный аппарат представляет собой организацию чиновников с массой вспомогательных "орудий производства" - кабинетами, телефонами, папками и т. д. Заработная плата чиновников и деньги на приобретение "орудий производства" тоже выплачиваются из бюджета. Этих расходов на заработную плату и "орудия производства" требуют все ветви государственной власти (которые мы рассмотрим подробнее в следующем параграфе):
- законодательная власть, принимающая "правила игры" для всех членов общества (включающие хозяйственное законодательство);
- судебная власть, следящая за исполнением этих правил игры и осуществляющая наказание нарушителей;
- правительство, непосредственно отвечающее за бюджет, его наполнение и расходование.
Перераспределение
Другой важной функцией государства является оказание помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются. Для этого тоже используются деньги бюджета, которые выплачиваются представителям этих слоёв в виде пенсий, стипендий, пособий или каких-либо других выплат.
В отличие от расходов на общественные блага выплаты пенсий, стипендий и пособий не создают непосредственный спрос на готовые блага, а формируют доходы различных людей. При этом происходит перераспределение доходов в хозяйстве, так как часть доходов одних людей изымается и передаётся другим людям. Получатели трансфертных платежей направляют эти деньги на рынки потребительских благ и создают спрос на готовые блага.
Выплаты из бюджета, создающие доходы людей, называют трансфертными платежами (или просто трансфертами).
Слово "трансферт" происходит от лат. transferre - "переносить" и означает переход денег, ценных бумаг или имущества от одного владельца к другому.
Трансферты изменяют структуру совокупного спроса, так как в результате этого перераспределения деньги тратят другие люди с другими потребностями.
Расходы на общественные блага
Общественные блага являются одним из главных направлений расходования средств бюджета.
Любое общественное благо требует двух видов расходов. Сначала требуются капитальные расходы, связанные с созданием капитального общественного блага. А потом необходимо постоянно совершать текущие расходы на содержание этого общественного блага. Например, для создания маяка нужно сначала затратить, например, $10$ млн рублей на постройку башни, установку фонаря и т. д. (капитальные затраты). А затем нужно регулярно тратить, например, $200$ тыс. рублей на покупку энергии или топлива, зарплату смотрителю маяка и т. д. (текущие затраты). Соотношение капитальных и текущих затрат различается для разных общественных благ.
Некоторые виды общественных благ требуют очень небольших текущих затрат - например, хорошо построенная дорога, которую не нужно постоянно ремонтировать (если только не произошло стихийного бедствия).
Но некоторые виды общественных благ требуют больших текущих затрат - например, армия, которую нужно одевать и кормить, покупать новое вооружение, патроны, снаряды и т. д. Кроме этого, если вооружение необходимо постоянно совершенствовать, придётся осуществлять расходы на научные исследования и технологические разработки нового оружия.
Большинство общественных благ требуют очень больших капитальных затрат, и поэтому государство не может за один год произвести все общественные блага, в которых нуждается население. Как вы уже знаете, капитальные блага создаются постепенно и страна накапливает нужное ей количество благ "безопасность", "инфраструктура" и т. д. в течение длительного периода времени.
Поэтому каждый год государство может предпринимать только небольшое количество проектов по созданию новых общественных благ (новых дорог, маяков и т. д.), а остальные деньги должно направлять на текущее обслуживание уже существующих общественных благ (если не хочет, чтобы они вышли из строя).
Каким образом государство производит общественные блага? Конечно же, необходимость государственного участия не означает, что правительство или парламент будут сами производить все эти блага. Задача государства - оплатить с помощью собранных денег производство общественных благ. Государство как бы покупает общественные блага и предоставляет их для потребления населению.
Кто же производит общественные блага? Это могут быть обычные фирмы, которые занимаются производством подобных благ и продажей их на рынках потребителям. Государство просто появится на этих рынках в качестве покупателя и купит необходимые блага (например, питание для армии, электричество или керосин для маяка и т. д.). Фирмам, которые занимаются созданием металлических конструкций, государство может заказать детали для будущего моста через реку.