Институциональный анализ
Институциональный анализ – это одно из перспективных направлений в изучении общественного движения.
Инструменты институционального анализа позволяют исследовать формальные и неформальные правила в формировании и развитии общества. Например, в рамках неоинституциональной теории разработан механизм изучения социального движения. Он позволяет определить общественный дизайн, изучить институциональные возможности, описать их динамику. Это дает возможность исследовать роль институциональной среды, влияние формальных и неформальных институтов на население и его развитие.
Институциональные отношения базируются на комплексе взаимодействий между субъектами хозяйствования. Они образуют устоявшиеся структуры, которые делают отношения более быстрыми и менее затратными. Если до появления институционализма экономисты придерживались мнения о рациональном поведении человека, то институционалисты признали нелогичность действий индивидов. Они уделяют особое внимание мотивам населения, с целью определения особенностей формирования спроса.
Институты складываются под влиянием социально-экономических, культурных, исторических, политических особенностей становления общества. Рыночная экономика ориентирована на потребности покупателей, так как от их запроса зависит направленность производства и объем предложения. Исследование поведения человека выходит на первый план в последние годы. Человеческий капитал становится важным аспектом в производственной сфере. Не менее важен он и с точки зрения формирования спроса на производимые блага.
Институциональный подход учитывает социальный фактор в экономических процессах и отношения между субъектами. Он обеспечивает комплексный подход к решению проблем, встающих перед обществом на различных этапах экономического развития. Институциональный анализ, как вид экономического анализа, учитывает в том числе отношения собственности, значимые для устойчивости экономики.
Поведение в экономике
Поведенческая экономика представляет собой смешение экономической теории, социологии и психологии. Она изучает влияние социальных, мыслительных и эмоциональных факторов на принятие управленческих решений.
Объектом ее исследования являются экономические агенты и особенности их поведения. Несмотря на то, что экономика опирается на определенные закономерности, в данном направлении учитываются достижения психологии, ее концепции и достижения в области исследования человеческого поведения.
Поведенческая экономика:
- исследуют правила и нормы, которым следуют люди.
- определяет смысловые рамки, которые используются индивидом для понимания чего-либо в этом мире.
- исследует ошибок при принятии решений, которые влияют на неэффективность рынка.
Модели поведенческой экономики учитывают факт того, что каждый агент склонен совершать ошибки выбора. Это необходимо принимать во внимание при проведении исследования рынка. И даже при агрегировании показателей эти ошибки не исчезают, поэтому следует вносить поправку на их возникновение. Исследование данного вопроса позволяет выявить причины, которые реагируют на один и тот же сигнал, либо имеют схожие предубеждения.
Причиной нелогичного поведения часто выступает когнитивное искажение. Оно оказывает серьезное влияние на социальное заражение определенной идеей, которая может привести к негативным последствиям для бизнеса. Здесь учитывает не только психология социальны групп, но и индивидуальные особенности человека. Последнее важно для изучения с целью выявления определенных закономерностей поведения.
Поведенческие предпосылки институционального анализа
Принятие экономического решения у человека сопряжено с множеством когнитивных и эмоциональных процессов. Он руководствуется следующими аспектами:
- Ценности.
- Целевые установки.
- Стереотипы поведения.
- Привычки.
- Психологический и религиозный тип.
Все вышеперечисленные пункты свидетельствуют о том, что индивид осуществляет выбор самостоятельно. Институциональный подход направлен на выявление ситуации, в котором данный выбор совершается. Он позволяет изучить и особенности взаимодействия людей в данном процессе. Следующая особенность институциональной теории вытекает из предыдущей. Она заключается в том, что человек не обладает полным объемом информации в силу естественных причин. Поэтому он не может в полной мере отразить и проанализировать текущие общественные процессы.
Разные ученые предлагали разные методики преодоления этой нестыковки. Например, существует предположение, что принцип максимизации выгоды можно заменить принципом полезности. Считается, что в сложных ситуациях человек руководствуется правилом удовлетворенности, а не экономической рациональности. Однако, экономика не придает столь большого значение психологии выбора и мотивации.
Некоторые институционалисты предлагают заменить рациональность понятием субъективной обоснованности действий. То есть, на решение индивида влияет его собственное восприятие реальности. Важными аспектами для изучения в данном случае являются обоснованность решения и степень свободы при его принятии. Только соблюдение этих двух аспектов делает выбор обоснованным.
Неоклассическая теория за основу выбора индивида берет эгоизм. Человек руководствуется собственной выгодой, комфортом, статусом, поэтому с точки зрения производителей его поведение может казаться нелогичным. Поэтому при совершении сделки заключается контракт с целью избежать оппортунистического поведения и снизить негативное влияние от нерациональных действий индивида. Всегда существует проблема того, что человек руководствуется собственными предпочтениями и ценностями. Ему сложно отказаться от них, даже при понимании нерациональности своих действий.