Понятие оценки регулирующего воздействия
Оценка регулирующего воздействия – это комплекс мероприятий, направленный на исследование и прогнозирование влияния государственного управления на экономические структуры национального хозяйства.
По сути, она представляет собой анализ воздействия регулирующих решений. Оценка выявляет проблемы, позволяет установить цели регулирования. Далее проводится поиск альтернативных методов, подбираются научные подходы, техники, которые базируются на доступных данных. Внесение уточнений в оценку осуществляется за счет экспертной оценки, опросов, анкетирования и других исследовательских техник.
Государство начало исследовать влияние своих решений на экономикудостаточно давно. Например, в шестидесятые годы изучение последствий регулирования осуществлялось для оптимизации оценки социально-экономических реформ. Оценка послужила основой для разработки финансово-экономических моделей, которые помогают обосновывать различные государственные программы.
Единого алгоритма проведения оценки нет. Особенности ее проведения зависят от поставленных целей. Часть государств интересуется влиянием регулирующего воздействия на бизнес, другие страны изучают качество среды. В основе оценки могут быть расходы, доходы, степень воздействия. Результатом является принятие конкретного решения, отказ от других менее эффективных.
Оценка состоит из ряда обязательных этапов:
- Поиск и конкретизация проблемы.
- Постановка целей.
- Выбор альтернативных вариантов развития.
- Изучение имеющихся данных.
- Использование экспертного мнения.
- Выбор и реализация оптимального варианта.
Оценка воздействия может осуществляться на этапе разработки проекта реформы или законодательного акта. Так же она применяется для прогнозирования. Отдельные государства применяют оценку для внедрения управленческих решений.
Происхождение оценки регулирующего воздействия
Страны-лидеры по внедрению и использованию оценки регулирующего воздействия - страны ОЭСР и Европейский Союз. Но практика применения оценки успешна и в таких странах, как США, Австралия, Канада, Мексика и Новая Зеландия. Эффективное применение оценки стимулирует государства этих стран использовать ее в дальнейшем. С начала 2000х Европейская Комиссия постановила, что :
- Оценка необходима для внедрения каждого законопроекта и предложения, которое касается любых государственных программ и проектов.
- Оценка способствует упрощению и улучшению управленческой среды.
Оценка регулирующего воздействия достаточно формализована. Она может осуществляться на разных этапах подготовки государственных проектов. Опыт большинства стран, применяющих оценку, показывает, что она способствует эффективному реформированию таких сложных институциональных образований, как антимонопольное регулирование, защита окружающей среды и другого. Кроме того, она повышает степень принятия изменений населением, лицами, причастными к ним.
Оценку воздействий внедряют многие развитые страны и страны с переходной экономикой. Но они по-разному реализуют реформы, что связано с особенностями состояния их институтов. Лучшей практикой обладают развитые страны. Их пример показывает, как обеспечить качество и гарантировать исполнение выбранных управленческих решений. Пример стран с переходной экономикой показывает, как реализовывать преобразования в условиях конфликта между старыми и новыми институтами.
Каждая страна самостоятельно подбирает инструменты для проведения оценки. Как говорилось выше, особенности зависят от целей исследования. Еще одной особенностью организации процесса внедрения оценки является обращение к общественному мнению. На ранних этапах разработки законодательного проекта исследование мнения населения является достаточно эффективным. Но стоит отметить, что оценка регулирующего воздействия рассчитана на долгосрочное внедрение. Поэтому ее внедрение может быть сопряжено с большим числом трудностей, которые необходимо преодолевать в ходе ее реализации.
Результаты оценки
Многие страны внедряют оценку регулирующего воздействия, так как видят в ней массу преимуществ. Сюда относят:
- Углубленное понимание механизма влияния.
- Стимулирование более эффективной и обдуманной политики.
- Соблюдение последовательности и согласованности разных частей политики.
- Создание условий открытости и прозрачности вырабатываемых проектов и законов.
- Формирование эффективного взаимодействия государства и реального сектора.
Но процедура оценки сталкивается со множеством препятствий. Сам процесс оценки достаточно длительный, а временной лаг имеет решающее значение при принятии управленческого решения. Оценка требует существенных расходов бюджета, поэтому выгоды от нее являются значимыми при исследовании. Помимо финансовых затрат, большое влияние на оценку оказывают технические и практические проблемы. Например, оценщики могут столкнуться с недостатком или искаженностью информации, либо выбранные ими методики будут сложны и трудоемки. На оценку могут влиять заинтересованные группы, лоббирующие свои интересы. Еще одним элементом является ограничение оценки принятых решений из-за низкой квалификации экспертов. В этом месте государство должно обеспечивать контроль. Традиционные ограничения исследования связаны с невысоким уровнем квалификации специалистов, проводящих оценку.
Структура оценки определяет методику ее проведения. Специалисты могут сопоставлять издержки и выгоды, проводить анализ рисков, оценивать воздействие конкурентной борьбы, анализировать влияние на бизнес. Исследование может затрагивать качество юридического сопровождения, заниматься вопросами качества контроля. Так же важен политический контекст регламента и ожидаемые социальные эффекты.
Таким образом, оценка регулирующего воздействия является одним из инструментов государственного контроля над качеством проводимых реформ.