Главной формой международных экономических отношений служит экономическая интеграция.
Экономическая интеграция представляет собой процесс экономического и политического взаимодействия государств, которое приводит к их сближению.
Практическая реализация интеграционных проектов проводится при помощи соответствующих механизмов, основой который является система экономических инструментов.
Процесс интеграции предполагает устранение торговых и экономических барьеров, а также гармонизацию основных сфер экономики. Для достижения данной цели используются методы функциональной и (или) институциональной интеграции.
Функциональная интеграция
Функциональная интеграция – гармонизация отношений при помощи развития конкуренции.
К ней относятся:
- Конкуренция производств;
- Конкуренция корм и правил;
- Конкуренция экономического порядка.
Все вышеперечисленное способствует достижению гармонизации через рыночные отношения.
В соответствии с данным методом, интеграция начинается, развивается и углубляется при помощи либерализации экономики и внешней торговли.
Проблемы экономической интеграции рассматривали со времен Адама Смита. Основной этап экономической интеграции связан с теорией таможенных союзов, т.е. он рассматривался с начала XIX века.
Современный подход к функциональному методу экономической интеграции предполагает выполнение условий для перемещения капитала как внутри государства, так и внутри интеграционного объединения.
Таким образом, современная экономика сама по себе формируется на основе конкуренции, т.к. именно от нее зависит принятие большинства государственных и интернациональных решений.
Институциональная интеграция
Институциональная интеграция – гармонизация, которая осуществляется на основе совместно проводимой политики.
Тут изначально гармонизируются нормы, правила, политики и институты, а затем, под воздействием конкуренции, корректируются. В последнее время интеграционная политика Евросоюза представляет собой комбинацию двух методов интеграции: создание таможенного союза – функциональная интеграция, а создание единого аграрного рынка – институциональная.
В соответствии с превосходящим в экономике либеральным методом, конкуренция рассматривается как наиболее предпочтительный метод гармонизации.
Конкуренция – оптимальный метод «открытия», но в некоторых особо важных сферах встречается несостоятельность рынка, т.е. сфера производства общественных благ, защита интересов работников и т.п.
Представители институционального направления в достижении гармонизации пытаются найти компромисс между рыночными и административными регуляторами экономической интеграции. Они говорят, что интеграция представляет собой воплощение единства экономических и правовых аспектов, а также она не может проводиться исключительно рыночными способами.
Структуралистское направление достаточно неоднородно, но объединяет его представителей критическое отношение к традиционным подходам в вопросах анализа международной торговли, а также стремление к выявлению структурного аспекта интеграционных процессов. Представители данного направления считают, что экономическая интеграция представляет собой нечто большее, нежели объединение нескольких государств, а также она возможна только на этапе экономического союза. Поскольку именно тогда наблюдается взаимопонимание среди государств, а также происходит процесс их сближения, который изменяет их структуру.