Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зависимость сферы услуг от экономического развития страны

Определение 1

Сфера услуг – это часть экономики, включающая в себя все коммерческие и некоммерческие услуги, т.е. сводная обобщающая категория, к которой относится воспроизводство различных видов услуг.

Понятие услуг и сущность рынка услуг

Определение 2

Услуга представляет собой целесообразную деятельность, результатом которой является полезный эффект, способный удовлетворить те или иные потребности человека.

Услуга также является видом деятельности, при которой не создается какой-либо новый, не существовавший ранее материально вещественный продукт, а изменяется качество имеющегося продукта. Иными словами, оказание услуг само по себе создает желаемый результат.

Рынок услуг – это область обмена услугами, являющимися результатами труда предприятий нематериальной сферы.

Появление рынка услуг обусловлено развитием товарно-денежных отношений. К существовавшему рынку товаров присоединился рынок услуг в качестве дополнения, долгое время данные рынки не были дифференцированы. С ростом промышленности дифференциация возросла. Позднее производство продукции и оказание услуг стали самостоятельными сферами деятельности.

Сфера предоставления услуг делится на два сектора в зависимости от проявления услуги:

  1. Оказание материальных услуг (торговля, транспорт, жилищно-бытовое обслуживание и т.д.);
  2. Оказание нематериальных услуг (образование, наука, здравоохранение, управление, социальное обслуживание, аудит, маркетинг, страхование, кредитование и т.д.).

Материальные услуги неразрывно связаны с материальными объектами, например, при помощи транспорта изменяется положение предметов в пространстве. Нематериальные услуги сильнее оторваны от материальных объектов. В данном случае объектом воздействия выступают не какие-либо вещи, а человек.

«Зависимость сферы услуг от экономического развития страны» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Наряду с рассмотренным деление сферы услуг встречаются и другие классификации.

Для отражения огромного значения в эпохе НТР производства и знаний, наука и образование стали выделяться в четвертичный сектор.

Также встречается в литературе разделение сферы услуг на такие сектора:

  • Третичный – инфраструктурный, к которому относятся транспорт, передача электроэнергии и тепла, связь;
  • Четвертичный, т.е. распределительно-обменный – страхование, торговля;
  • Пятеричный – социально-управленческий, к которому относятся наука, образование, управление, здравоохранение, искусство и т.д.

Значение сферы услуг в современной экономике

Сфера услуг представляет собой такую сферу экономики, в которой производятся блага, чей полезный эффект проявляется в процессе создания.

Производство ограниченных благ разделяется на две сферы: материальное производство и сферу услуг. В первом случае потребление созданных благ отделено от их производства, а во втором – совмещено.

До 20-го века сфера услуг исключалась полностью из сферы производства. А. Смит отмечал, что богатство общества полностью зависит от производительности труда, т.е. работ по производству материальных благ. Непроизводительными занятиями, по мнению А. Смита, являлись юриспруденция, здравоохранение, танцы, музыка и т.д.

Еще в 19 веке в развитых странах пришли к выводу, что сфера услуг хоть и не производит материальных благ, но образует основополагающие условия для такого производства. Именно поэтому в современном мире сфера услуг, т.е. третичный сектор, является полноценной частью производства.

Сфера услуг является сводной обобщающей категорией, включающей воспроизводство различных видов услуг.

При сравнении с материальным производством сфера услуг имеет некоторые специфические особенности:

  • Одновременное производство и потребление услуг, в отличие от товаров;
  • Противопоставление услуг продукции;
  • Большая государственная защищенность от иностранной конкуренции.
Замечание 1

На сегодняшний день сфера услуг – это самая перспективная, быстро развивающаяся отрасль экономики, которая охватывает большую область деятельности: от транспорта и торговли до страхования, финансирования, посредничества различного рода. Практически всеми организациями в той или иной мере оказываются услуги.

Главными отличиями рынка услуг от других рынков является:

  • Отсутствие услуги как таковой до ее предоставления, в связи с этим невозможно оценить и сравнить услуги до их получения;
  • Высокая степень неопределенности, поэтому клиенты иногда находятся в невыгодном положении, а продавцам труднее продвигать услуги на рынок.

Сфера услуг в России

В современной структуре ВВП России быстро растет доля сферы услуг. Крупнейшими секторами являются торговля и общепит (13% от ВВП), транспорт занимает около 10,5% ВВП, на долю финансов, кредита и страхования приходится 10%, на связь чуть более 1%. Быстрые темпы развития наблюдаются в туристическом секторе, в том числе в гостиничном хозяйстве, в банковской и страховой области, в сфере бытовых услуг, быстрого питания, в торговле, медицине, образовании, ремонтных и строительных работах и т.д.

На развитие сферы услуг в РФ отказывают влияние не только положительные, но и отрицательные факторы.

Отрицательными факторами являются, к примеру, невысокая конкуренция между компаниями сферы услуг, медленное реагирование государственных предприятий сферы услуг на изменяющийся потребительский спрос.

К положительным факторам можно отнести: увеличение количество компаний сферы услуг, укрепление негосударственного экономического сектора, появление на рынке РФ иностранных конкурентов, которые имеют опыт организации предоставления услуг в своих странах.

Значимость сферы услуг в современной экономике объясняется их способностью при минимальных издержках быстро окупаться. Это подчеркивается следующими факторами:

  • Высокая доходность услуг;
  • Относительно невысокая материалоемкость;
  • Короткий срок получения оплаты за предоставленные услуги.
  • Данные факторы определяют необходимость развития в рыночной среде сферы обслуживания.
Дата последнего обновления статьи: 10.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot