Понятие стратегии и ее виды
Стратегия представляет собой комплексный план по управлению, задача которого состоит в обеспечении координации усилий по укреплению положения компании на рынке, успешной конкуренции, достижению глобальных целей. Основа процесса выработки стратегии – это тщательное изучение вариантов направлений развития хозяйственной деятельности, он позволяет выбрать общее направление, обслуживаемые потребности, осваиваемые рынки, привлекаемые ресурсы, методы конкуренции и т.д.
Стратегия экономического роста устанавливает стратегические цели, определяет долговременные установки, направления развития. Чтобы достичь стратегических целей, необходимо разработать стратегическую долгосрочную программу на основе сформированных правил, способов использования ресурсов, заинтересованности участников данной программы.
Проектирование стратегических решений состоит из:
- Внешнего анализа, при помощи которого изучаются возможности рынка, угрозы и тенденции, а также стратегические вопросы;
- Внутреннего анализа, в рамках которого определяются стратегические способности, ресурсы, слабости и преимущества, стратегические проблемы;
- Набора стратегических альтернатив. В экономической стратегии вырабатывается множество различных вариантов развития компании, поэтому каждый из них является оптимальным при некоторых условиях;
- Оценки различных стратегий, которая охватывает все показатели, характеризующие деятельность предприятия;
- Конкретного выбора стратегии с оценкой всех возможных рисков. Выбор той или иной стратегии во многом зависит от формы конкурентной борьбы, темпов инфляции, государственной экономической политики, преимуществ национальной экономической системы и других внешних и внутренних факторов. Из представленных вариантов выбирается в наибольшей степени соответствующая условиям внешнего и внутреннего мира, а также заданным целям деятельности.
Стратегические подходы можно подразделить на следующие основные типы:
- Наступательная стратегия, в рамках которой предполагается увеличение размеров компании посредством проникновения и захвата новых рынков;
- Оборонительная стратегия реализуется при условиях, когда компания старается удержать свои рыночные позиции;
- Стратегия сокращения используется тогда, когда происходят кардинальные перемены в экономике, а устойчивость компании находится под угрозой.
Государственная экономическая стратегия определяет изменение приоритетов и трансформацию инструментов государственного вмешательства в экономические процессы для осуществления политической стратегии.
Таким образом, экономические стратегии – это набор правил по принятию решений, которые составляют основу деятельности фирмы или предприятия.
Виды экономических стратегий представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Экономические стратегии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Предпосылки глобализации отечественной экономики
Глобализация представляет собой увеличение объемов хозяйственных связей в мире, которое сопровождается усилением экономической зависимости государств. Глобализация проявляется в виде опережающего роста объемов мировой торговли по отношению к материальным производства, увеличения инвестиционных и финансовых потоков.
Причиной глобализации мировой экономики является целый ряд факторов, которые связаны с качественными изменениями в материальных производствах и инфраструктурной сфере.
Модернизация рынка – это переход экономики к новой технологической основе и одновременное формирование адекватного механизма хозяйствования. Известны два вида модернизации:
- Пионерская, которая характерна для государств-лидеров по мировому технологическому и экономическому прогрессу;
- Догоняющая наблюдается в странах, находящихся во «втором» эшелоне развития, для которых характерно освоение экономических механизмов и технологий, уже созданных в государствах-лидерах.
Для отечественной экономики характерен второй тип.
Экономическое развитие России имеет свои особенности:
- Общая природа, цели и содержание экономического развития с рядом других стран;
- Развитие советской экономической системы в направлении становления рыночных отношений, под воздействием проводимых реформ и внутренних противоречий;
- Особое значение внешнеполитического фактора при выборе направления создания передовой промышленности.
«Догоняющее» развитие экономики может осуществляться на базе двух стратегий: импортозамещающей и экспортоориентированной.
Приоритетом в первой выступает создание диверсифицированных комплексов промышленности, которые призваны наполнить внутренний рынок, а уже затем заняться экспортом. Во главе второй стоит международная промышленная кооперация.
В 21 веке Россия придерживается импортозамещающей стратегии.
Стратегия 2020
Основой стратегии 2020 является новая модель экономического роста и новая социальная политика. Необходимость в новой модели роста возникла потому, что прежняя, опиравшаяся на быстрое увеличение внутреннего спроса и рост цен на продукцию, исчерпала себя. При этом новая социальная политика невозможна без новой модели экономического развития. Для России требуется прирост темпов развития минимум на 5%. Однако, данный рост должен основываться не на перераспределении ресурсов и экспорте сырья.
Основная идея стратегии – маневр, позволяющий задействовать ранее неиспользованные факторы конкурентоспособности, такие как: человеческий и научный потенциал. В новой социальной политике должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества, а также способных реализовать инновационный потенциал.
Построение новой модели роста должно сопровождаться последовательным снижением инфляции, принятием бюджетных правил, которые регулируются бюджетные расходы в зависимости от долгосрочных цен на нефть.
Основной задачей стратегии 2020 является частичная смена приоритетов в бюджетных расходах к 2020 году, а именно: увеличение финансирования человеческого капитала и инфраструктуры на 4% ВВП, при сокращении других расходов на это же значение.