Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Политика демонополизации и развития конкуренции в сфере торговли

Конкуренция в экономике

Определение 1

Конкуренция – это соперничество между субъектами экономики за выгодные условия существования.

Обычно в экономике речь идет о деловой конкуренции. Она возникает между экономическими агентами относительно факторов производства или рынков сбыта. В экономике каждый субъект стремится реализовать свои интересы. Но в какой-то момент времени интересы одного агента начинают пересекаться с интересами другого и возникает соперничество, которое и называется конкуренцией.

Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономки. Работа рыночного механизма опирается на соперничество, как не инструмент установления справедливого баланса между потребностью и предложением. Благодаря конкуренции повышается качество продукции, улучшаются методы доведения благ до конечного покупателя, повышается сервис. При этом производители стремятся сократить расходы, так как ценовая конкуренция в настоящее время малоэффективна.

Конкуренция в экономике рассматривается в разрезе следующих категорий:

  1. Это инструмент саморегуляции рынка.
  2. Это критерий, описывающий особенности отрасли.

В экономической теории выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Первая является идеальной теоретической моделью, к которой стремятся при принятии управленческих решений в рамках экономической политики. На практике чаще встречаются виды несовершенной конкуренции среди которых монополии, олигополии и монополистическая конкуренция. Их отличает неравномерность рыночной информации, способность одного или нескольких субъектов влиять на рынок. Существуют так же рынки одного или нескольких покупателей, монопсонии и олигопсонии соответственно.

Таким образом, конкуренция является следствием пересечения интересов продавцов или покупателей между собой. Чтобы преодолеть диспропорции, которые возникают вследствие асимметрии рыночной информации государство использует меры антимонопольной политики.

Политика демонополизации

Демонополизация представляет собой комплекс законодательных и экономических мер. Она позволяет создать конкурентную среду. Обычно применяется в рамках экономической политики государства для установления здоровой среды соперничества. Такой подход позволяет защитить малый и средний бизнес от влияния картелей. Однако, в некоторых странах картели являются основным источником доходов бюджета, поэтому они поддерживаются властью.

«Политика демонополизации и развития конкуренции в сфере торговли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Большинство стран создают законы антимонопольной политики. Это необходимы для того, чтобы крупные компании не злоупотребляли своим положением. В случае нарушений, им выносятся предупреждения и штрафы. Если ситуация усугубится, то могут последовать более серьезные меры.

Россия проходит свой уникальный путь становления рыночной экономики. Если в западных странах происходило ограничение монополий, то в России после распада СССР был выбран иной путь. Создание условия конкурентной борьбы осуществляется за счет разукрупнения предприятий, либо их объединение через выпуск акций. Еще одним действенным методом стала приватизация или передача государственной собственности в частные руки. Такой подход позволяет защитить внутренний рынок от монополизации внутреннего рынка, а также защитить и без того плохо развитый малый и средний бизнес.

Демонополизация российской экономики преследовала следующие цели:

  1. Снижение концентрации производства.
  2. Создание условий для развития конкуренции.
  3. Насыщение рынка качественными конкурентоспособными товарами и услугами.

Таким образом, демонополизация является одним из инструментов стабилизации экономки и формирования потенциала к росту и развитию. Конкурентный рынок способен более гибко реагировать на внешние и внутренние факторы, адаптироваться к ним.

Политика развития конкуренции в сфере торговли

В России ежегодно Федеральная антимонопольная служба публикует доклад о состоянии конкуренции за год. Декабрь 2020 года был завершающим этапом исполнения Национального плана развития конкуренции. На региональном уровне его положения реализовывались при согласовании с Министерством экономического развития.

По итогам 2020 года вступил в силу закон, который установил запрет на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках. Так же были пересмотрены цены на медикаменты, особенно это коснулось препаратов, имеющих первостепенное значение для сохранения жизни граждан. В результате началась перерегистрация ранее установленных цен.

Еще одной мерой стала отмена внутрисетевого роуминга. В результате расходы на внутреннюю связь в России существенно снизились. Для реального бизнеса постепенно вводятся стандарты для учета затрат. Это делается для того, чтобы выровнять условия российских регионов. В сфере энергоресурсов произведет переход к рыночному ценообразованию. Цена на ресурс устанавливается в зависимости о биржевых индикаторов и цен. Для цен на электроэнергию введены определенные лимиты в периоды максимального потребления.

В сфере работы естественных монополий снижено влияние государственного регулирования. Расширилась география поставок энергоресурсов. То есть, принятые меры направлены на то, чтобы улучшить состояние экономических отношений между субъектами, тем самым формируется здоровая конкуренция в торговых связях как внутри страны, так и за ее пределами.

До сих пор не решены задачи в области обязательного лицензирования лекарственных препаратов, не принят закон о регулировании деятельности естественных монополий. Так же не доработан закон о тарифах.

Особое влияние на торговлю оказывает коррупция. Здесь уполномоченные лица используют свою власть для решения личных вопросов, что негативным образом сказывается на конкуренции.

Справедливая конкурентная среда является основой рыночной экономики, ее развития и нормального функционирования. Она способствует нормальному использованию факторов производства, росту производительности, качества продукции. Но в условиях коррупции происходит искажение рыночных механизмов, что снижает результативность принятых мер.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot