Общее понятие о спросе
Основным стимулом развития человеческого общества было стремление удовлетворить постоянно возникающие потребности.
Потребностями называется субъективное ощущение человеком необходимости чего-либо.
Удовлетворить возникающие потребности можно было путем потребления или использования какого-то предмета или процесса.
Благом называется предмет или явление, которое удовлетворяет потребности.
Стремление обладать необходимым благом называется спросом.
Но это понимание данного термина в упрощенном потребительском смысле. В период рыночных отношений и в экономической науке термин «спрос» получил несколько иное толкование.
Спросом называется количество товара, которое человек (потребитель) хочет и может приобрести за определенный отрезок времени.
Стоит подчеркнуть, что термин «спрос» обозначает не только желание, но и возможность приобретения товара. Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то нет и спроса. Количество товара, которое может приобрести покупатель, зависит в первую очередь от цены товара.
Разновидности спроса
Специалисты выделяют несколько видов спроса:
- индивидуальный;
- совокупный;
- ажиотажный;
- полноценный;
- скрытый;
- иррациональный;
- чрезмерный;
- колеблющийся;
- отрицательный;
- отсутствующий и пр.
Индивидуальным спросом является спрос конкретного потребителя на определенный товар на данном рынке.
Совокупным спросом называется общий спрос на все товары и услуги в целом по стране.
Если покупатели избегают приобретать какой-либо товар, тогда мы имеем дело с отрицательным спросом. Вероятно качество товара не соответствует требованиям потребителей. Если же представленные на рынке товары морально или физически устарели, то спроса на них не будет вообще. То есть формируется «отсутствующий спрос». Скрытый или потенциальный спрос возникает, если товара еще на рынке нет. А потребители уже ожидают его появления и желают приобрести.
Если спрос на товар превышает возможности предприятия или всей экономики его удовлетворить, то создается ситуация чрезмерного спроса. А на рынке возникает дефицит данного товара или услуги. Близко к этому понятие ажиотажного спроса. Он возникает именно при наличии дефицитного товара. Правда, он может носить еще и сезонный характер. В таком случае он связан с какими-либо сезонными явлениями (спрос на билеты к морю летом, на горюче-смазочные материалы в период сезонных сельхозработ и т.п.). Если возможности предприятия или экономики страны полностью совпадают с объемами спроса, то такой спрос называют полноценным или желаемым. Но это идеальная ситуация.
Роль спроса в рыночных отношениях
Спрос играет одну из ключевых ролей в формировании всей рыночной экономической системы. Благодаря самому существованию явления спроса возник закон спроса. Он гласит: «Чем выше цена на товар, тем ниже величина спроса на него, если все остальные условия остаются неизменными».
На величину спроса влияет не только цена товара. но и уровень благосостояния потребителя. Чем выше его доходы, тем больше товара он может приобрести за туже цену. Но если его цена не устраивает, он может заменить товар (если существует такая возможность) на подобный или совсем другой (чай на кофе, апельсины на яблоки, крупу на макаронные изделия).
Если при изменении цены товара спрос на него падает, такой спрос называется эластичным.
Если при изменении цены на товар спрос на него остается неизменным, такой спрос называется неэластичным.
Неэластичным является спрос на товары первой необходимости. А спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. Но иногда предметы роскоши являются показателем социального статуса потребителя. Чем легче человек отказывается от приобретения того или иного товара, тем эластичнее спрос на данный товар.
На величину спроса влияют и неценовые факторы. К ним относятся:
- уровень доходов населения;
- изменение численности населения (количества потребителей);
- изменения возрастной структуры населения;
- изменения вкусов потребителей (мода);
- сезонные колебания;
- наличие товаров-заменителей;
- экономическая ситуация в стране (инфляция, безработица, дефицит);
- политические и социально-общественные факторы.
Понятие первичного спроса
Среди разновидностей спроса существуют еще два вида – первичный и вторичный.
Первичным спросом называется спрос на товары или услуги определенной категории в целом.
Примером может быть спрос на кофе, спрос на услуги страхования. Вторичный спрос носит избирательный характер.
Вторичным спросом называют спрос на товары определенного наименования, определенного производителя или на услуги определенного вида.
Но существует еще несколько взглядов на определение термина «первичный спрос».
Первичный или начальный спрос – это спрос на товары и услуги, которые приобретаются впервые.
Первичным или нестимулированным спросом называется спрос на все марки конкретного продукта, который реализуется без применения маркетинга. Он сохраняется при отсутствии маркетинговой деятельности благодаря рыночному потенциалу.
Понятие рынка первичного спроса
Рынком первичного спроса называют рынок, на котором все товары выставляются впервые.
Другими словами, если товары продаются и покупаются в первый раз, то формируется рынок первичного спроса. На этом рынке товар размещается производителями. Если говорить о фондовом рынке, то на первичный рынок ценных бумаг их выставляют эмитенты.
Выделяют следующие наиболее распространенные рынки первичного спроса:
- первичный фондовый рынок (рынок первичного размещения ценных бумаг);
- первичный рынок жилья (продажа только что построенного жилья);
- первичный рынок недвижимости.
Если говорить о первичном рынке ценных бумаг, то существует частное и публичное первичное размещение. В первом случае ценные бумаги распространяются среди ограниченного круга инвесторов. Данное явление имеет вид закрытого договора. При публичном размещении первичный выпуск ценных бумаг рассчитан на широкое и свободное распространение.
На первичном рынке недвижимости выставляемые на продажу объекты еще не оформлены в собственность. Данный первичный рынок формируется в результате скрытого (или потенциального) спроса. Он создается в результате предложения застройщиков и пожеланий будущих клиентов (покупателей, заказчиков). Весь объем новостроек составляет рынок первичного спроса на недвижимость. Главным его достоинством (по мнению риелторов) является «юридическая чистота» данных объектов недвижимости.