Малый бизнес – это форма ведения хозяйственной деятельности, которая направлена на извлечение прибыли, отличается малой численностью трудового персонала, небольшими объемами используемых ресурсов и производства продукции.
Общие сведения о малом бизнесе и его значении в экономике
В развитии экономики любого современного государства, в том числе и Российской Федерации, важную роль играет малый бизнес. Он существует очень долгое время в качестве одного из основных элементов развивающейся экономической системы. Малый бизнес – это особая форма организации предпринимательской деятельности, которая позволяет различным слоям населения найти приложение своим способностям, что в итоге может стать предвестником для формирования крупной компании.
Значение малого бизнеса в народном хозяйстве и его преимущество над крупной формой предпринимательства описаны множеством экономистов и неоднократно подтверждены на практике. Обобщенно их можно перечислить следующим образом:
- создание малого бизнеса требует минимальный объем капиталовложений, что делает его доступным широким слоям населения;
- малому бизнесу свойственно более гибкое реагирование на изменения, которые происходят в экономической и в иных сферах общественной жизни, что означает его более быстрое приспосабливание к новой форме потребительского спроса (это связано с простой структурой управления на малых предприятиях и наличием у них небольшого количества оборудования, тем более, дорогостоящего);
- малому бизнесу легче создать рабочие места, что, с одной стороны, привлекает потенциальных работников (отсутствие дефицита кадров), а с другой стороны, способствует снижению уровня безработицы в национальной экономике;
- большая свобода субъектов малого предпринимательства (по сравнению с крупными компаниями) в принятии ключевых решений по стратегическому развитию бизнеса;
- малый бизнес имеет более тесные связи со своими клиентами, что позволяет ему в большей степени удовлетворять их потребности;
- малый бизнес содействует развитию конкуренции в экономике, повышению качества осуществляемых рыночных отношений.
Таким образом, малый бизнес – это важнейшая составляющая часть экономической системы, развитие которой является необходимым условием для повышения общего благосостояния.
Современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации
По данным официальной статистики в экономике Российской Федерации доля малого и среднего бизнеса составляет около 20%-25%. В то же время в развитых странах мира этот показатель уверенно превышает 50%. Это дает повод констатировать, что в сфере становления и развития малого бизнеса в России существует ряд проблем, которые препятствуют формированию устойчивой тенденции роста этого сектора экономики.
Среди основных проблем, которые создают для малых предприятий трудности в ведении хозяйственной деятельности в России, специалисты выделяют следующие:
- отсутствие стабильной законодательной базы (частное внесение существенных поправок в действующие нормативные правовые акты);
- ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам из-за их высокой стоимости (процентной ставки) и жестких требований банков;
- высокие темпы инфляции в стране;
- общая неблагоприятная макроэкономическая обстановка в стране, которая не создает стимулов для развития малого бизнеса;
- агрессивное ведение конкурентной борьбы со стороны крупных компаний.
Стоит отметить, что большинство малых предприятий в России занято в сфере оптовой торговли (22%). Кроме того, популярными направлениями деятельности являются строительство (15%), розничная торговля (11%) и оказание транспортных услуг (10%).
Основные направления развития малого бизнеса в Российской Федерации
При формулировке основных направлений развития малого бизнеса в стране необходимо отталкиваться от текущей внутренней экономической обстановки и от способностей самих предпринимателей эффективно воспользоваться предоставленными им правами и иными возможностями. Опираясь на данный постулат, можно сказать, что в России малый бизнес будет полноценно развиваться в случае принятия следующих мер:
- повышение общего потребительского спроса в стране;
- снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства;
- наложение моратория на проведение налоговыми органами плановых проверок малых предприятий;
- смягчение политики коммерческих банков в части предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства;
- разработка и принятие программ государственной поддержки малого бизнеса;
- цифровизация малого бизнеса, перевод работы с банками и государственными органами на удаленный режим.
Предприниматели в большинстве своем опасаются того, что и так невысокая покупательская способность населения будет продолжать снижаться. Доходы населения уменьшаются последние несколько лет, поэтому значительно изменилась (в худшую сторону) структура потребления. Это явление способствовало формированию среди малых предприятий таких тенденций развития, как снижение числа клиентов, уменьшение средней суммы чека, и как следствие, снижение показателей прибыли.
Таким образом, отечественный малый бизнес в настоящее время стремится, прежде всего, сохранить свою клиентскую базу. Для достижения этой цели предприятиям приходится менять ценообразование, форматы торговли, расширять ассортимент продукции, повышать ее качество.
Также необходимо сказать, что инициируемые государством программы поддержки малого бизнеса обычно вызывают скорее негативные реакции. Это вызвано невысокой степенью их эффективности и результативности. Следовательно, государственным органам следует пересмотреть свое отношение к малому бизнесу и способам его развития.