Роль государства в процессе переходного периода экономики
В общем смысле переходная экономика является особым состоянием экономической системы характеризующееся процессом перехода общества от одной устоявшиеся исторической системы к другой, с целью улучшения положения в жизни населения страны и в целом развития.
Переходным периодом называется промежуток времени, в течение которого общество формирует и организовывает основные экономические политические и социальные преобразования.
В то время, как экономика страны переходит в качественно новое состояние на основании проведения кардинальных реформ экономической системы. Процесс перехода от плановой распределительной экономики к экономике рыночной системы не может происходить стихийно или автоматически. Государство обязано регулировать данный процесс перехода и стимулировать формирование макроэкономики рыночной системы, создание эффективного процесса функционирования.
Соответственно, роль государства в процессе регулирования экономики, при переходе к рыночной системе, должна проявиться в полном объеме:
- Государство должно стать социальным партнером, который занимает главенствующее положение над интересами отдельных социальных групп;
- А также роль государства проявляется в обеспечении согласования общенациональных интересов и частных;
- Для разрешения социальных конфликтов;
- Для выработки необходимой экономической стратегии;
- Для вырвботки правильной адекватной тактики экономических реформ в стране в целом.
В зависимости от этапа переходной экономики роль государства качественно отличается. На этапе становления, формирования рыночной экономики, далее в рамках уже сложившейся и отлично отлаженной формы экономики рыночного типа роль государства трансформируется соответственно.
Одно из свойств рыночной системы-самоорганизация, является признаком устойчивой системы, но она малоэффективна в период перестройки экономической системы. Надо понимать, что в состоянии социально-экономической трансформации данный принцип самоорганизации может способствовать лишь усилению консервативной и защитной функции, что неизбежно может привести к возврату экономики в прежнее состояние и усугубить укоренение старых тенденций. Такой результат может стать крайне опасным. В случае если при этом отсутствуют какие-либо регулирующие рычаги в период процесса трансформации, такое положение может привести к неизбежному нарастанию процесса хаоса.
Примером такой ситуации может служить история России конца 20 века, когда четко были видны предпосылки нарастания хаотических процессов и тенденции к консервации сложившихся структур.
Цели государственного регулирования
Под государственным регулированием экономики необходимо понимать разработанную систему мер экономического, административного, законодательного и иного характера. Государственное регулирование анализируя экономическую ситуацию в стране, осуществляет постановку определённых четких целей. Данные цели необходимо четко формулировать, они должны отличаться определенностью, аргументированностью, учитывать национальные особенности страны и зарубежный опыт. Только учитывая данный перечень адекватных принципов поставленных целей, следует разрабатывать узконаправленные программы и определять тот перечень средств и инструментов, которые способны правильно преобразовать экономическую социальную ситуацию в направлении тех целей, которые были поставлены.
Основной целью государственного регулирования в период переходной экономики является поддержка и укрепление сформировавшегося общественного строя и положения страны на мировой арене, а также создание благоприятных условий для экономического роста, укрепление социальной и экономической стабильности.
Основная цель, являясь корневой в системе дерева целей, не может быть достигнута без осуществления всей сети целей.
Дерево целей экономики - это совокупность всех целей, находящихся между собой в тесной взаимосвязи во главе с генеральной, образующей корень дерева, целью.
Считается что принципиальное значение имеет постановка обоснованных определённых целей государственного регулирования экономики. Теоретически осуществление определённых обоснованных целей государственного регулирования экономики может только улучшить положение в экономике в целом а также соответственно в ее отдельных секторах и не может нанести насколько либо значительного ущерба другим.
В случае если достижение поставленной государственным аппаратом цели несёт ущерб другим субъектом рынка, то он должен быть полностью ликвидирован.
Для того чтобы какая-либо из целей государственного регулирования экономики могла быть соизмеримо правильно поставлена и достигнута в полной мере, необходимо соблюдение взаимодействия целей между друг другом, и постановка их согласно месту в системе дерева целей.
Важно, что поставленные цели должны быть определены в четкие рамки. Это значит, что они должны находиться не только в пределах уже существующих правовых норм, а также в рамках социальных и экономических реальных границ.
Примером таких границ и целей может быть недопущение долговременного снижения оплаты труда и пособий с одновременным повышением налогов до уровня, когда наступает резкое снижение уровня жизни населения и происходит подрыв стимула накоплений и инвестиций.
Или, например, допускать привлечение иностранного капитала до такого уровня, когда он может захватить стратегические позиции экономики в стране.
Функции государства в переходной экономике
Роль государства конкретизируется в его функциях. В переходной экономике функции государства связаны в основном с составлением и развитием рыночных хозяйственных связей.
В зависимости от характера рыночных отношений можно определить две группы функций государства:
- Функция по созданию благоприятных условий с целью эффективного функционирования рынка. Сюда относятся те функции, которые обеспечивают правовую базу функционирования рыночного хозяйства. А также сюда следует отнести функцию стимулирования и защиты конкурентных отношений, так как конкуренция является одной из главных движущих сил, которая приводит к рыночной экономике.
- Функция формирования и регулирования действий собственно рыночных регуляторов. К данной группе функций относится функция перераспределения доходов и корректировка распределения основных ресурсов, процесс обеспечения экономической стабильности и процесс стимулирования экономического роста.