Понятие сетевой экономики
Сетевая экономика – это хозяйственная среда, в которой взаимодействие между субъектами происходит с минимальными затратами и вне зависимости от их физического местоположения.
Сети, через которые осуществляются экономические отношения принято разделять на:
- Интранет или корпоративные сети.
- Экстранет или сети делового партнерства.
- Интернет или глобальная сеть.
Отличительными особенностями сетевой экономики можно назвать обесценивание повторов и автоматических операций. Цена на воображение, творчество и оригинальность растет. Создаваемая в рамках сетевой экономики продукция имеет низкую себестоимость, отличается экологичностью. Сетевая экономика для покупателя предоставляет широкие возможности выбора. Потребитель не зависит от конкретных производителей, и может получить доступ к любому товару.
Структура сетевой экономики включает в себя традиционные хозяйственные субъекты и связи между ними, а также информационные технологии, обеспечивающие инфраструктуру, а также коммуникацию между продавцами и покупателями. Сеть дает доступ к требуемой информации в любое время суток. С ее помощью можно анализировать имеющиеся данные. Она позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.
Производители и сбытовые компании используют индивидуальный подход к каждому покупателю. При этом растет конкуренция между продавцами, так как их местоположение перестает быть определяющим фактором. Сетевая экономика стимулирует развитие посредничества. Она постепенно снижает стоимость транзакций, расходы на продвижение и маркетинг, выстраивание коммуникации с покупателем. Новые принципы взаимодействия требуют от предприятий пересмотра своей структуры, принципов организации бизнеса. Так же необходима автоматизация всех бизнес-процессов.
Особенности малого и среднего предпринимательства
Предприятие представляет собой независимый субъект хозяйствования, осуществляющий экономическую деятельность с целью регулярного получения прибыли. Они могут быть крупными, средними и малыми, государственными, частными, коммерческими и некоммерческими. Предприятия, оказывающие социальные услуги или реализующие общественно значимые, но не прибыльные товары, обычно поддерживаются за счет государственного субсидирования.
Все предприятия принято делить по следующим признакам:
- Состав учредителей.
- Численный состав сотрудников.
- Объем выручки.
Для коммерческих организаций возможно участие государственного, иностранного капитала, а также инвестиций религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Но их доля не должна превышать 25% от общей суммы капитала. По численности средним предприятием считается предприятие, на котором трудится 101-250 человек, малое предприятие – от 15 до 100. Сейчас все чаще встречаются микропредприятия с численностью до 15 человек.
Размер бизнеса определяет так же объем доходов. Для средних предприятий он составляет до 2 миллиардов рублей, для малых предприятий – 800 миллионов рублей, а для микропредприятий – 120 миллионов рублей. Банковские организации, предоставляя кредитные средства, могут вводить свою шкалу классификации предприятий. В зависимости от того, к какой группе относится бизнес, определяются льготы, права на участия в программах государственной поддержки.
Малый и средний бизнес являются опорой рыночной экономики. Они более быстро реагируют на изменения конъюнктуры, научно-технический и технологический прогресс. Передовые страны заинтересованы в поддержании среднего и малого бизнеса, понимая его значимость для национальной экономики. Крупные предприятия и корпорации так же пользуются потенциалом малого и среднего бизнеса для более быстрого внедрения инноваций в свою работу.
Малое и среднее предпринимательство в условиях сетевой экономики
Сетевая экономика внесла большое количество изменений в структуру хозяйственных отношений, работу субъектов экономики. Она повлияла на создание и модернизацию программных продуктов, повсеместное распространение персональных компьютеров, мобильных устройств, обеспечивающих доступ к глобальной сети. На базе сетевой экономики развиваются принципиально новые направления бизнеса – интернет-банкинг, электронные биржи, торговля и иное.
Долгое время малый и средний бизнес не могли конкурировать с крупными предприятиями и корпорациями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Сейчас, благодаря информатизации общества, потребители получили возможность к продавцам и производителям из любого уголка мира. Электронная коммерция стала местом пересечения интересов производителей и покупателей по всему миру. Теперь представители малого и среднего бизнеса могут найти покупателей не только на территории, где они физически расположены, но и за пределами своего региона и даже страны.
Интеграция малого и среднего бизнеса в мировое экономическое пространство способствует росту конкуренции между предприятиями. Это стимулирует повышение качества готовой продукции и услуг, внедрению новых форм маркетингового продвижения, появлению принципиально новых каналов сбыта. Для среднего бизнеса освоение сетевой экономики стало неотъемлемой частью хозяйственных процессов. А вот малый бизнес переходит в Интернет не так охотно. Малые предприятия обычно не выдерживают конкуренции в сетевой экономике, поэтому стремятся к объединению, либо пользуются услугами электронных площадок.
Сетевая экономика способствует созданию принципиально новых форм хозяйствования. Физические магазины и производства сотрудничают с компаниями, предоставляющими доступ к электронному рынку и покупателям по всему миру. На сегодняшний день посредничество в сетевой экономике стало отдельным видом бизнеса. Предприятия оказывают услуги по информационному, банковскому, логистическому обслуживанию. В этом секторе создаются новые компаний, которые постепенно растут, оказывая комплексы услуг по разным направлениям.