Место предприятия в экономике
Предприятие – это имущественный или производственный комплекс, созданный для регулярного извлечения прибыли.
Рыночная экономика предполагает свободу действий предпринимателя. Он может самостоятельно определять форму хозяйствования, пользоваться различными видами имущества. Предприятие создается для того, чтобы регулярно извлекать прибыль. Источником дохода является выручка. То есть, предприятие должно создавать и реализовывать благо, которое имеет платежеспособный спрос. Производство благ для собственных нужд не считается предпринимательством.
Предприятия являются базой реального сектора. Они обеспечивают потребности общества в товарах, услугах, работах. Так же предприятия остаются крупнейшими налогоплательщиками, поэтому формируют существенную часть государственного бюджета. Предприятия решают социальный вопрос по обеспечению трудоспособного населения рабочими местами. Они участвуют в торговом, финансовом обороте, тем самым влияя на воспроизводство.
Предприятия разделяют по форме собственности, территориальному расположению, национальной принадлежности учредителей, численности наемного персонала, годовому обороту и так далее. На законодательном уровне устанавливаются параметры, определяющие отнесение предприятия к той или иной группе. Малые и средние предприятия при выполнении условий законодательства имеют право пользоваться налоговыми льготами. Рыночная экономика заставляет предприятия конкурировать между собой, что стимулирует их к поиску конкурентных преимуществ, которые позволят удерживать долю рынка в долгосрочном периоде. Рынок выполняет санирующую функцию, отчищая экономику от предприятий, не способных подстраиваться под спрос.
Таким образом, предприятие является важной хозяйственной единицей, где осуществляется создание благ, их сбыт и конечное потребление. Оно обеспечивает работой население, а также производит товары и услуги, в которых нуждается общество. При этом предприятие выступает главным потребителем факторов производства.
Оценка стоимости предприятия
Оценка стоимости предприятия представляет собой комплекс мероприятий по анализу и выявлению активов, способных приносить прибыль. Проведение оценки направлено на исследование стоимости недвижимого и движимого имущества, основных и оборотных фондов, запасов, потенциальных и текущих доходов от финансовых операций, использования нематериальных активов.
Отдельный этап направлен на оценку эффективности работы предприятия в целом. Для этого анализируются его прошлые и настоящие показатели, а также составляются прогнозы на будущее. Здесь внимание уделяется финансовым потокам, перспективам развития, а также изменениям конкурентной среды. Результатом исследования стоимости предприятия становится свод показателей, который используется для разных целей.
Оценка стоимости предполагает прохождение следующих этапов:
- Постановка стратегических целей предприятия (выживание или развитие).
- Доля платежеспособного спроса на рынке.
- Возможность увеличения цены реализации.
- Исследование текущего финансового положения компании и ее структурных единиц.
Оценка стоимости необходима при выходе на фондовый рынок в случае, если предприятие решило выпустить акции. Стоимость важна при желании получить кредит. Так же стоимость является отправной точкой в планировании и принятии управленческих решений. Реструктуризация так же требует исследования стоимости. Потенциал компании важен и для инвесторов, желающих оценить окупаемость собственных вложений.
Управление стоимостью предприятия
Управление стоимостью предприятия является одним из видов управленческой деятельности. Основная цель ее – увеличение стоимости компании до максимально возможного уровня
Различают рыночную и внутреннюю стоимость.
Рыночная стоимость демонстрирует наиболее вероятную цену продажи компании на рынке при текущих условиях. Внутренняя стоимость определяется с помощью дисконтирования. На нее влияют внутренние особенности работы предприятия:
- Эффективность стратегии.
- Качество управления.
- Наличие доступа к ресурсам.
Внутренняя стоимость независима от инвесторской деятельности. Сторонние вложения в компанию могут носить спекулятивный характер, и не отражать истинную цену. Внутренняя и рыночная стоимости чаще всего применяются для установления точной цены на акции компаний.
Управление стоимостью компании осуществляется с помощью ряда инструментов, среди которых выделяют рост продаж и валовой маржи, инвестиции в основные и оборотные фонды, управление стоимостью капитала, управление налогообложением. На рост продаж влияют конкурентные силы. Если точно определить соотношение между объемом продаж и прибылью, то можно вычислить ее влияние на прибыль и на акционерную стоимость. Если инвестиций в оборотные и основные фонды будет слишком много, то управляемость предприятием может снизиться. При осуществлении хозяйственной деятельности предприниматель должен удерживать стоимость капитала на минимально допустимом уровне, то есть искать наиболее дешевый источник финансирования.
Уровень налогообложения часто является определяющим фактором в управлении работой предприятия. Менеджеры должны знать, какие мероприятия ведут к росту налогового бремени, а какие к снижению. Это позволит более эффективно выстраивать стратегию управления стоимостью.
Показатели стоимости могут стать отправными точками для принятия управленческих решений. Руководители обычно стремятся к увеличению индикатора долгосрочного развития, который характеризует формирование потенциала предприятия в период быстрого роста. Этот показатель позволяет понять рациональность принятых решений, а также внести своевременные корректировки в действующие стратегию и тактику компании.
Таким образом, управление стоимостью компаний является частью стратегического менеджмента, направленного на усиление положения предприятия на рынке.