Кратко о сути и понятии бизнеса
Сегодня деловую жизнь нашего общества невозможно представить без употребления термина «бизнес». Но еще сравнительно недавно в лексиконе граждан социалистических стран этот термин употреблялся крайне редко, да и то, как правило, в отрицательном подтексте. Но с переходом хозяйства на рыночные механизмы регулирования и с восстановлением института частной собственности это слово стало все чаще употребляться нашими согражданами.
Бизнесом называют такие не противоречащие законодательству государства виды деятельности, которые направлены на получение прибыли путем выполнения каких-либо работ, предоставления имущества или имущественных прав, производства и реализации товаров и оказания услуг.
Под этим родом занятий подразумевают различные виды производственной, коммерческой или финансовой деятельности. В качестве синонима слова «бизнес» часто используют слова «предпринимательство», «предпринимательская деятельность».
Лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, и получающее прибыль от этого называется предпринимателем или бизнесменом.
Рыночная экономика неотделима от понятий «бизнес», «предпринимательство». Ведь именно благодаря предприимчивости и инициативе отдельных людей потребительский спрос на рынке удовлетворяется быстро и качественно. А прибыль, получаемая бизнесменом, является своего рода премией за риск.
По своим масштабам предпринимательство условно делится на малый, средний и крупный бизнес. Эти виды предпринимательства играют важную роль как в мировой экономике, так и в экономике отдельно взятого государства. Крупный бизнес занимает господствующие позиции на рынках и в объемах производства товаров и услуг.
Но мелкий и средний бизнес представляют собой более массовые образования и более мобильные структуры. Они быстрее реагируют на изменения спроса потребителей. Они способны удовлетворять мелкие запросы граждан. Кроме того в целом ряде ведущих стран мира именно предприятия мелкого и среднего бизнеса обеспечивают наличие значительного количества рабочих мест. Поэтому правительства этих стран принимают специальные программы по поддержанию малого и среднего бизнеса.
Сущность бизнеса выражается в следующих принципах:
- способ действия – это удовлетворение потребности населения в товарах и услугах;
- достигается это путем использования имущества; производства и продажи товаров, предоставления услуг и выполнения работ;
- стимул и цель бизнесмена – это стремление получения максимальной прибыли;
- ведение своего бизнеса (занятие предпринимательством) является законным правом любого гражданина (при условии соблюдения им норм законодательства);
- предпринимательство нельзя навязать (оно носит исключительно инициативный характер;
- риск является неотъемлемой частью ведения бизнеса.
Сущность оценки бизнеса
Любой экономический объект в условиях рыночной экономики должен оцениваться. Этот процесс преследует несколько целей. В зависимости от желания оценивающего лица можно оценивать бизнес в качестве объекта купли-продажи, залога или ликвидации. Кроме того объекты можно оценивать с позиций возможных вложений (инвестиций).
Оценка бизнеса – это комплекс мероприятий по расчету и обоснованию стоимости бизнеса в денежном выражении на какую-либо определенную дату.
Ввиду возможных различных целей оценивания, выделяют такие виды оценки, как рыночная, инвестиционная, сравнительная, балансовая, ликвидная и пр. При расчетах цены объектов обязательно следует принимать во внимание следующие обстоятельства и показатели:
- размеры доходов, которые приносит данный вид бизнеса (предприятие, фирма, дело);
- риски, сопровождающие получение данного дохода;
- среднерыночные показатели доходности аналогичных объектов;
- структура, состояние активов объекта;
- особенности ситуации в отрасли, на рынке и в экономике в целом.
Кроме того оценка бизнеса служит показателем эффективности его деятельности.
Стандарты процедуры оценки
Государство принимает активное участие в процессах оценивания бизнеса (регулирование оценочной деятельности). Для этих целей разрабатываются определенные стандарты процедуры оценки имущества и всего бизнеса. Государство предлагает основные принципы проведения оценки бизнеса.
Стандартами оценки бизнеса называют комплекс мероприятий, которые проводятся оценщиками с соблюдением норм законодательства для установления достоверной цены оцениваемого объекта.
В средине ХХ века в ряде стран мира организации профессиональных оценщиков работали над формированием основных стандартов в профессиональной практической деятельности. В каждой стране они имели свои особенности, отражающие экономический курс государства. Поэтому на сегодняшний день существуют как национальные, так и международные стандарты оценки бизнеса.
Международные стандарты оценки
В результате длительного и плодотворного сотрудничества представителей ведущих оценочных фирм и банков был разработан специальный инструмент для оценки бизнеса. Он получил название Международных стандартов оценки. Это довольно серьезный документ, который устанавливает систему взаимосвязанных норм проведения оценивания. Мировая система предусматривает следующие основные стандарты оценки бизнеса:
- расчет рыночной стоимости;
- обоснование и расчет балансовой стоимости;
- определение инвестиционной стоимости;
- расчет фундаментальной (внутренней) стоимости.
В соответствии с Международными стандартами бизнес оценивается как действующее предприятие. Его стоимость – это стоимость, которая создана в результате проверенной деятельности и является отражением стоимости устойчивого бизнеса. Она включает в себя стоимость земли, ресурсов, зданий, машинно-технического парка и оборудования, нематериальных активов. Но механизм определения рыночной стоимости объекта Международными стандартами не рассматривается. Поэтому в Международных стандартах оценки бизнеса нет детального рассмотрения этого вопроса, а оценщики руководствуются национальным законодательством.