Особенности понятия «бизнес»
Слова «бизнес», «бизнесмен» прочно вошли в наш сегодняшний обиход. Объясняется это переходом экономики стран на всем постсоветском пространстве от плановой командно-административной системы к рыночной. Бизнес представляет собой неотъемлемую часть рыночной экономики.
Бизнесом называется совокупность видов предпринимательской, коммерческой или иной деятельности, которая не противоречит действующему законодательству и приносит прибыль в результате использования имущества, предоставления услуг, производства и реализации товаров, выполнения работ, востребованных потребителями.
Лицо, получающее прибыль в результате ведения бизнеса, называется бизнесменом.
Экономическая теория включает в понятие бизнеса такие сферы деятельности, как производство материальных и духовных благ, коммерческая деятельность, банковское дело, страхование и консалтинговые услуги, посредническая деятельность. По объему производства и производственным мощностям, влиянию на рынке бизнес условно делится на крупный, средний и мелкий. Каждый из этих видов играет важную роль в хозяйственном комплексе страны и в государственной экономической политике.
В соответствии с законодательством, бизнес может принимать различные организационно-правовые формы – от небольших частных предприятий семейного типа до гигантских транснациональных корпораций.
Крупные предприятия выделяются на мировых и внутренних рынках. Они обладают большими производственными мощностями и обширной сетью предприятий с многочисленным штатом сотрудников. Мелкий бизнес представлен небольшими предприятиями, занимающими незначительную часть рынка. Но во многих странах именно мелкие предприятия удовлетворяют большую часть мелких потребностей граждан. Они быстрее реагируют на изменение потребительских запросов. Но главная их роль в экономике развитых стран заключается в том, что они обеспечивают значительный процент занятости населения страны. Поэтому ведущие государства мира принимают специальные программы по поддержанию мелкого и среднего бизнеса, как инструмента в борьбе с монополизацией в экономике.
Сущность бизнеса сводится к следующим моментам:
- стремление удовлетворить потребности населения в товарах и услугах;
- достижение этого результата в процессе использования имущества, производства и продажи товаров, предоставления услуг и выполнения работ;
- получение прибыли является одновременно и стимулом, и целью бизнесмена;
- занятие предпринимательством (ведение своего бизнеса) – это законное право любого гражданина (при условии соблюдения норм законодательства);
- предпринимательство носит исключительно инициативный характер (по желанию гражданина, а не по назначению) и является своего рода талантом;
- ведение бизнеса – это не одноразовый процесс, а систематическая деятельность;
- бизнесе всегда присутствует значительная доля риска.
Оценка бизнеса и ее суть
Любая экономическая деятельность должна иметь соответствующий эффект – приносимую прибыль. По мере приносимой прибыли можно судить о степени эффективности ведения бизнеса. Но экономическая наука должна оперировать точными данными. Поэтому объективной необходимостью было формирование специальной методики определения прибыльности эффективности экономической деятельности. Данным инструментом стала оценка бизнеса.
Оценкой бизнеса называют совокупность действий по расчету и обоснованию стоимости бизнеса (предприятия, фирмы, организации) в денежном выражении на конкретную дату.
Производится данная операция на основе анализа статистических показателей, получаемых из различных источников. На определение стоимости (оценку) бизнеса влияет большое количество условий и обстоятельств (факторов). К ним относятся следующие:
- величина дохода, приносимого данным видом бизнеса (предприятиями);
- наличие и характер рисков, сопровождающих получение данного дохода;
- среднерыночные показатели доходности аналогичных объектов;
- особенности оцениваемого объекта (его характерные черты, структура, состояние активов);
- обстановка в отрасли, на рынке и в экономике в целом.
Для оценки бизнеса привлекаются профессиональные оценщики. Это специально обученные люди, обладающие соответствующими знаниями, навыками и квалификацией. Как правило таковыми выступают сотрудники или представители юридических и аудиторских контор, оценочных и страховых компаний, банков и пр.
Рыночная оценка бизнеса
Одним из видов оценки (форма оценки) бизнеса является рыночная оценка.
Рыночной оценкой бизнеса называют определение наиболее вероятной цены (рыночной стоимости), выраженной в денежной форме, по которой объект оценивания (бизнес) может быть продан или приобретен на определенную дату в условиях открытого конкурентного и эффективного рынка и при наличии у покупателей и продавцов всей необходимой информации.
Данный процесс подразумевает ситуацию, когда нет необходимости срочно продавать объект, а стороны сделки (продавец и покупатель) не обязаны продавать его или покупать. При этом обе стороны должны действовать в своих интересах. Для этого они должны обладать всей доступной полнотой информации.
Оценщик, составляя договор, должен определить цель оценки, соответствие ее стандарту и обстоятельства оценки. Законодательство Российской Федерации гласит, что при рыночной оценке бизнеса «наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден … на открытом рынке в условиях конкуренции, когда … на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства...».
Инвестиционная оценка бизнеса
Инвестиционной оценкой бизнеса называется определение стоимости предприятия или фирмы для определенного инвестора (группы инвесторов) или для каких-либо определенных инвестиционных целей.
Данная формулировка определения инвестиционной оценки представляет собой отражение международных стандартов оценки. Национальные законодательства стран могут вносить в него свои коррективы. Проведение инвестиционной оценки бизнеса определятся целями, которые ставит перед собой инвестор.
В результате проведенных мероприятий может быть установлена инвестиционная стоимость объекта выше или ниже рыночной. Превышение рыночной стоимости будет наблюдаться в случае, если инвестор будет иметь некоторые преимущества перед остальными участниками рынка (льготы в налогообложении или при финансировании, льготное кредитование и т.п.). Более высокие показатели инвестиционной стоимости могут быть при условии, если инвестор обладает большим объемом информации.