Понятие оценки бизнеса
Многие страны в современном мире используют рыночную модель экономических отношений. Она характеризуется открытостью внутреннего рынка, свободой ценообразования, предпринимательства, наличием конкуренции, а так же независимости выбора потребителя. Свойства этой модели во многом определяют структуру экономики и формирующиеся в ней связи между субъектами.
Важнейшим элементом системы является реальный сектор экономики, обеспечивающий производство экономических благ, способных удовлетворить потребности общества. Предприятия различных форм собственности напрямую влияют на устойчивость экономики и создают потенциал для ее развития. Сектор производства является одним из крупнейших источников, формирующих государственный бюджет.
Сейчас бизнес является не только средством получения доходов, он сам выступает как товарная единица. С точки зрения владельца, объект предпринимательства рассматривается как предмет инвестиций, способных принести выгоды в будущем. Для сторонних инвесторов интерес вызывает стабильность, платежеспособность и положительная динамика развития предприятия, в этом случае они будут участвовать в выкупе имущественных прав на объект.
Оценка бизнеса – это совокупность расчетов, устанавливающих стоимость предприятия на определенный момент времени.
Знание о стоимости компании позволяет собственнику принимать обоснованные управленческие решения. Надо отметить, что цена компании важна не как математический результат вычислений, а как выгоды, которые сможет получить владелец в будущем. Для участников деятельности определенного объекта предпринимательства его стоимость тоже играет важную роль. Работники, поставщики, покупатели, государство и другие смежные субъекты будут заинтересованны в успешности предприятия при условии, что они получат свою выгоду в виде добавленной стоимости объекта хозяйствования.
Оценка бизнеса позволяет решать задачи, которые могут возникать как в ходе экономической деятельности копании, так и при определенных обстоятельствах. К этим задачам можно отнести:
- предпродажную подготовку объекта хозяйствования;
- планирование стратегическое и тактическое;
- проведение взаимных расчетов со сторонними организациями основными или оборотными фондами;
- корректировка данных бухгалтерского учета;
- оформление страховых и кредитных услуг;
- подготовка к выпуску ценных бумаг.
В настоящее время оценочная деятельность является неотъемлемой частью ведения бизнеса.
Экономическая сущность, понятие и виды мультипликаторов
Оценщик, проводя исследование объекта предпринимательства после сбора информации о нем, определяет метод математического расчета стоимости предприятия. Стоит отметить, что цена активов по данным компании может отличаться от реальной стоимости аналогичных объектов на рынке. Для адаптации расчетов к ситуации на рынке производят сопоставление цен, полученных по информации, предоставленной предприятием, и цен тех же активов в свободной продаже.
За основу сравнения берут ценовые мультипликаторы. Экономическая суть мультипликатора заключается в выражении отношения рыночной стоимости объекта к стоимости какого – либо его актива, результата хозяйственной или финансовой деятельности.
Обычно используют информацию о прибыли, доходах, дивидендах, денежных потоках, выручку от продаж и другие данные, необходимые для решения определенных задач в ходе исследования.
Метод мультипликаторов часто используется при сравнительном анализе стоимости компании с предприятиями аналогами.
Чтобы рассчитать мультипликатор необходимо выполнить следующие условия:
- Вычислить капитализацию и рыночную стоимость предприятия аналогичного исследуемому. Эти данные используют в числителе формулы расчета.
- Определить величину прибыли, дохода от реализации, стоимость активов и других показателей. Они будут использоваться в знаменателе расчетной формулы.
В оценке бизнеса используются моментные и интервальные виды мультипликаторов. К моментным относят отношение цены к балансовой стоимости, а так же отношение цены к стоимости каждой группы активов в отдельности.
Интервальные виды мультипликаторов представлены соотношением цены к прибыли, к денежному потоку, к выплатам по дивидендам, к выручке от продаж.
Чтобы правильно рассчитать стоимость компании необходимо выполнить следующие условия:
- Выбрать, согласно целям исследования, необходимый вид мультипликатора.
- Сформировать предварительные результаты расчетов, с использованием различных мультипликаторов.
- Скорректировать данные и рассчитать итоговую величину стоимости компании.
Метод определения стоимости предприятия с использованием мультипликаторов
Данный метод очень схож с методом сравнения при расчете стоимости объекта предпринимательства. В оценочной деятельности часто прибегают к определению универсальных мультипликаторов. Чаще всего используется следующее соотношение:
$M = EV/EBIT$
где $M$ – величина мультипликатора, $EV$ – стоимость компании, $EBIT$ – размер прибыли до выплаты налогов, амортизационных отчислений и процентов.
Этот мультипликатор может использоваться как для расчетов по общей схеме, так и для выполнения специфических задач.
Стоимость предприятия при помощи этого показателя может быть рассчитана по следующим формулам:
$MV = S / 2$
где $MV$ – стоимость компании, $S$ – величина продаж за конкретный период.
$MV = EBIT \cdot 5$
где $MV$ – стоимость компании, $EBIT$ – размер прибыли до выплаты налогов, амортизационных отчислений и процентов.
Метод мультипликаторов предполагает следующие этапы подготовки и проведения оценочных работ. Сначала производится отбор данных о компаниях аналогах, по которым будет проводиться сравнительный анализ. Далее определяется база для будущих расчетов. Потом вычисляется отношение показателя каждой компании из группы к величине рассчитанной базы. В итоге получают значение мультипликатора путем установления средней величины показателей для всех компаний, выбранных для сравнения.
На основе показателя данного мультипликатора рассчитываются другие виды мультипликаторов в зависимости от цели исследования.
Этот метод часто применяется на практике для определения уровня инвестиционной привлекательности объекта предпринимательства, потому что этот подход является достаточно простым и позволяет сравнить показатели деятельности аналогичных компаний.