Теория прав собственности
Неоинституциональное направление в экономике сформировалось в 1937 году, с момента публикации статьи Р. Коуза «Природа фирмы». Она содержала основные положения теории трансакционных издержек, т.е. издержек при осуществлении сделки.
К трансакционным издержкам относятся:
- Расходы на поиск информации;
- Расходы на ведение переговоров;
- Издержки измерения;
- Расходы на спецификацию и защиту прав собственности;
- Расходы, связанные с оппортунистическим поведением.
Неоинституционализм начал развиваться в 50-70-е годы 20-го века и продолжается в современном мире. Неоинституционализм исследовался с различных позиций. Одним из направлений является теория прав собственности Г. Демсенца, Р. Коуза, А. Алчиана, А. Оноре.
Система прав собственности по мнению теоретиков – это множество норм, которые регулируют доступ к ограниченным ресурсам. Они могут устанавливаться либо государством, либо традициями, обычаями, религиозными и моральными укладами. Права собственности являются «пучками правомочий» на принятие решений в вопросах использования ресурсов. А. Оноре выделил следующие правомочия, которые относятся к пучку прав собственности:
- Права владения;
- Права пользования;
- Права управления;
- Права на доходы;
- Права на капитальную ценность вещей;
- Права на безопасность, т.е. защиту от экспроприации;
- Права на завещание и наследство;
- Бессрочность;
- Права на запрет вредного использования;
- Ответственность, определяемая как взыскание;
- Остаточный характер правомочий, т.е. обязательность их возврата по истечении определенного срока.
Обмен правомочиями происходит в рыночной среде. Коуз считает, что результатом переговоров между собственниками является выкуп обладания правом тем, кому удастся извлечь из него наибольшую выгоду, у того, кто считает свое право меньшей ценностью. Чтобы рынок эффективно функционировал, необходимо точно определить права собственности.
Теория общественного выбора
Теория общественного выбора является таким разделом неоинституциональной теорий, в котором изучаются различные методы и способы, при помощи которых население использует правительственные учреждения для собственных целей.
Основой теории общественного выбора выступают три базовые предпосылки:
- Индивидуализм, т.е. люди осуществляют свою деятельность в политической сфере для отстаивания своих личных интересов и не существует разграничения между политикой и бизнесом.
- Концепция «экономического человека». Он отличается рациональным поведением, а рациональность в данном случае имеет универсальное значение, т.е. все люди, независимо от социального статуса, в своей деятельности руководствуются экономическим принципом: проводят сравнение предельных выгод и предельных издержек.
- Определение политики в качестве процесса обмена. Если в рыночной среде осуществляется обмен товарами, то в политике налоги обмениваются на общественные блага. Данный обмен не отличается большой степенью рациональности, поскольку в обычных случаях налогоплательщиками являются одни, а получателями благ за счет налогов – другие.
Приверженцы данной теории анализируют политический рынок в сравнении с товарным. Государство является ареной людской конкуренции за воздействие на принятие различных решений, за участие в распределении ресурсов, за место в иерархии. Однако, государство – это рынок другого типа. его участники обладают необычными правами собственности: избиратели выбирают членов высших государственных органов, депутаты принимают законы, чиновники контролируют их исполнение. Политики и избиратели являются индивидами, которые обмениваются предвыборными обещаниями и голосами.
Теория институциональных изменений
Наиболее ярким представителем теории институциональных изменений является Д. Норт. Чтобы проанализировать институциональные изменения, он четко разграничил институты и организации. Организации, также, как и институты, могут обеспечить структурность взаимодействия субъектов экономики. Если изучить издержки, которые возникают в результате функционирования институциональной среды, то можно выявить, что данные издержки – это результат влияния не только среды, но и компаний, которые возникают.
Основными причинами институциональных изменений, по мнению Норта, являются:
- Перемены во внешней среде, к наиболее исследованным относятся изменения в относительных ценах;
- Преумножение знаний и опыта, приводящее к изменениям в мыслительных конструкциях предпринимателей.
Таким образом, институциональные изменения происходят под воздействием изменений во внешних условиях и внутренних мыслительных конструкциях.
Институциональные изменения по Норту характеризуются следующим:
- Источником институциональных изменений выступает восприятие компании, которое имеется в существующей институциональной среде возможностей. Институциональная среда может сохраняться или же изменяться, что зависит от соизмерения организацией выгод от заключения новых сделок в пределах существующей институциональной области с выгодой от инвестиций в изменение этой институциональной среды.
- Постепенно происходит процесс изменений формальных и неформальных правил.
- Направление изменений зависит от траектории развития, так как изменения задаются интересами организаций, которые обладают наибольшей силой в переговорах.
- Траектория развития может изменяться, так как существует значительная доля неопределенности в последствиях политики, проводимой организацией. Непредвиденные последствия от проведения политики, изменения в окружающей среде могут ослабить существующий организации и развить новые. В таких случаях большую роль играют политические деятели, поскольку они могут стимулировать рост компаний и укреплять их.
- На экономический рост влияет соотношение формальных правил, которые стимулируют рост продуктивности, и правил, которые благоприятствуют развитию монополизма.