Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Неформальный сектор экономики и специфические институты

Все предметы / Экономика / Неформальный сектор экономики и специфические институты
Содержание статьи
Определение 1

Неформальный сектор экономики – это сфера экономической деятельности людей, которая заключается в получении выгоды, регулируется преимущественно неформальными нормами, не учитывается официальной статистикой и не включается в регулярно рассчитываемый ВВП.

Сущностная характеристика неформального сектора экономики

Можно утверждать, что со времён возникновения государств и принятия в них законов, в экономической деятельности людей выделяются два сектора – официальный и неформальный. В то же время среди экономистов до сих пор так и не достигнуто единого мнения на счет того, что следует понимать под «неформальной экономикой».

В широком смысле неформальная экономика тождественна ненаблюдаемой. Неформальной экономикой часто называют совокупность экономических отношений, в основе которых лежит особая логика поведения экономических агентов. Она заключается в получении заработка за счет удовлетворения спроса людей вне рамок действующих законов, что зачастую позволяет действовать в более приемлемых условиях.

Частыми являются случаи обозначения неформальной экономики как серой экономики. Это понятие обозначает получение доходов такими способами, которые, несмотря на наличие государственного регулирования схожих видов деятельности, остаются за рамками управления государственными институтами. Т.е. серая экономика – это экономическая деятельность, которая могла быть показана государственным органам, но более выгодным способом является умолчание о них.

Также неформальной экономикой могут называть сектор общинной (домашней) экономики. Она представляет собой осуществляемую в основном на законных основаниях индивидуальную деятельность лиц по производству продукции, предназначенной для полного или частичного собственного потребления.

Специфические институты неформального сектора экономики

Неформальный сектор экономики, как и любая другая область человеческой деятельности, существует на основе функционирования определенных специфических институтов. Институтами называют устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые реализуют в обществе определённые функции.

Готовые работы на аналогичную тему

В отношении неформального сектора экономики выделяют следующие специфические институты:

  • институты рыночной неформальной экономики (теневая, криминальная) – права собственности, схемы управления, правила обмена;
  • институты нерыночной неформальной экономики (домашняя, реципрокная) – формирование ресурсной основы, привилегии, выбор партнеров, экономические взаимодействия.

Основным институтом рыночного неформального сектора экономики является институт права собственности. Для него характерно игнорирование норм регистрации, лицензирования, сертификации и иных процедур. В данном случае притязания на ресурсы и на доходы регулируются особыми мерами, которые зачастую могут быть более жесткими – взятки, «откаты», оплата государственных и частных «крыш», воровство, уход от налогов, «разборки», заказные убийства.

Все без исключения аспекты управленческих схем пронизаны неформальными нормами. Речь идет про неформализованные и персонализированные договоренности по поводу режима и оплаты труда, распределения работы, карьерного роста и т. д. Так, на работу в основном принимают по рекомендации работников, на основе дружественных и родственных связей.

Институты, которые регулируют процесс обмена продукции на рынках, включают правила подбора клиентов, заключения и поддержания контрактов. В неформальном секторе экономики партнеры выбираются на основе персонифицированных отношений, которые, в свою очередь, базируются на рекомендациях и симпатиях, вызванных сходством биографий, образования, культурных капиталов.

Нерыночные сегменты неформального сектора экономики (речь идет про домашнюю и реципрокную экономики) являются уникальными и не имеют аналога в официальной экономике. Т.е. это скорее экономическая деятельность, осуществляемая «вне» формальных институтов хозяйствования, а не «вопреки».

Ресурсная основа домашней и реципрокной экономик формируется по мере определения состава участников данного сегмента экономических отношений. Домохозяйства удовлетворяют собственные нужды с помощью ресурсов, которые могут быть представлены различными формами капитала. Способы привлечения этих ресурсов определяются институционально, т.е. способы ресурсообразования в неформальном секторе устанавливаются особыми институтами (совместная деятельность, обмен, дотационное иждивенчество и др.).

Привилегии – это институционально определенные преимущества отдельных субъектов, которые они имеют перед другими субъектами в рамках экономических взаимодействиях. Основания для привилегий могут быть гендерные (например, права мужчин), возрастные (например, оказание помощи молодым семьям) или событийные (например, оказание помощи беременным женщинам). Существование таких привилегий продиктовано не экономической целесообразностью, а наличием и действием социальных норм и договоренностей, которые имеют массовый и устойчивый характер.

Выбор партнеров – это компромисс между симпатиями и выгодой; выбор завершается, когда затраты от его продолжения начинают превосходить ожидаемые преимущества улучшенного варианта. В рамках домашней экономики выбирают супругов и иных членов домохозяйства, а в рамках реципрокной – внешние контрагенты.

Существующие и развивающиеся в рамках домашней и реципрокной экономик экономические взаимодействия регулируются неформальными институтами. Субъектами неформального сектора экономики не заключаются контракты, в которых фиксируют формальные условия взаимодействия. Как правило, экономические отношения базируются на договоренностях, которые сводятся к формуле «так принято».

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Николаевна Таряник

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис