Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Неценовые факторы спроса

Сущность понятия «спрос»

Определение 1

Спрос – это предъявленная обществом потребность в благе, подтвержденная платежеспособностью субъектов хозяйствования.

Под совокупным спросом понимается весь объем спроса, предъявленный каждым экономическим агентом. Между величиной спроса и спросом существует разница. Величина спроса или объем спроса выражает количество товара, которое может купить покупатель по действующей цене. Полный спрос демонстрирует готовность потребителя купить конкретный товар по всем возможным ценам.

В основе спроса лежит предельная полезность блага. Прирост полезности показывает степень насыщения продукцией с учетом покупательной способности потребителя. То есть, в функции полезности учитывается доход индивида. Величина спроса определяется ценовыми и неценовыми факторами. Если изменяется цена, то происходит изменение объема спроса. При колебаниях неценовых факторов кривая спроса движется относительно оси координат, определяя динамику изменения объема потребления.

Научись программировать
Получи навыки для отличной карьеры в IT под руководством ведущих экспертов
Выбрать занятия

Исследование спроса требует анализа показателя эластичности. Эластичность спроса зависит от колебания спроса в зависимости от изменения цен. Она характеризует реакцию покупателей на колебание цен. Однако, эластичность можно связать с уровнем доходов, поэтому выделяют показатель эластичности, привязанный к спросу по цене, либо эластичность по доходам.

Продавец, зная эластичность спроса на свой товар, может применять гибкую ценовую политику. Например, если эластичность высока, то производители могут снизить цены для резкого увеличения объема продаж. Возможно, такой подход будет более выгодным, и выручка будет больше, чем при повышении цены. Если эластичность спроса низкая, то ценовая политика может привести к негативным последствиям. Упущенная выгодна скорое всего будет большой.

Неценовые факторы спроса

Большое число продавцов на рынке делает спрос эластичным. Но ценовая конкуренция между производителями становится неэффективной, так как изменение цены одним их них поведет к изменению цен всеми остальными продавцами. Рыночная экономика делает акцент на неценовых факторах спроса. Среди них выделяют:

«Неценовые факторы спроса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость
  1. Изменение в потребительских предпочтениях. Например, мода влияет на спрос на определенные виды обуви и одежды, либо фармацевтическая отрасль подтверждает действенность определенных препаратов. Реклама может искусственно сформировать спрос на определенные виды благ.
  2. Изменение уровня доходов населения. В зависимости от качества и уровня жизни выделяют качественные и некачественные блага. Первые приобретаются в случае, если индивид обладает хорошим доходом. Некачественные блага покупаются населением, для которого цена находится в приоритете.
  3. Изменение цен на товары-заменители. При росте цен на один из товаров-заменителей, происходит рост цен на другие товары. Если на один из продуктов цена повысится, то потребители могут обратиться к другим товарам.
  4. Психологические ожидания покупателей. Индивиды могут предполагать, что цены в будущем повысятся, тогда они повлияют на увеличение спроса в текущий момент. Так же они могут рассчитывать на увеличение доходов в будущем. В этом случае, они будут меньше сберегать, а значит, предъявят больший спрос на блага.

Таким образом, продавцу необходимо знать соотношение цены и объема продукции, которую готовы купить потребители по каждой цене. Рыночная информация позволяет принимать более взвешенные и эффективные решения.

Изменение рыночного спроса на макроэкономическом уровне

Макроэкономика рассматривает совокупность индивидуальных спросов. На совокупный спрос влияют те же неценовые факторы, что и на спрос каждого потребителя. Но здесь появляются дополнительные факторы, среди которых отмечают:

  1. Изменение количества покупателей. Оно зависит от текущей демографической ситуации, числа трудоспособных граждан. Если преобладает число женщин, то спросом будут пользоваться товары для этой группы покупателей. Большая рождаемость повышает спрос на товары для детей, так же молодые семьи стремятся к долгосрочным инвестициям в недвижимость и транспорт. Если население стареет, что снижаются вложения в образование, повышается спрос на товары фармацевтической отрасли, услуги здравоохранения.
  2. Приток иностранных покупателей в города, обладающие туристическим потенциалом.

Неценовые факторы влияют на уровень спроса, поэтому отражаются в изменении его шкалы. По прежним ценам спрашивается больше, а по более высоким меньше.

На макроэкономический показатель спроса могут влиять изменения в государственных закупках. Увеличение расходов государства всегда стимулирует рост совокупного потребления, а также расширяет объем предложения. Участие в международных торговых отношениях оказывает влияние на внутренний спрос. Если чистый экспорт растет, это означает, что спрос на национальную продукцию за границей увеличивается. В обратной ситуации, импорт превышает экспорт, покупатели более заинтересованы в продукции иностранных производителей. Спрос на продукцию внутренних производителей падает, что ведет к уменьшению макроэкономического показателя спроса.

Государственное вмешательство в экономику считается оправданным, если она не может прийти в равновесие самостоятельно. Основная задача власти обеспечить занятость, так как доходы населения во многом определяют объем спроса. Благосостояние потребителей является сложным экономическим понятием, которое влияет многие макроэкономические процессы. Поддержание высокого уровня жизни, формирование условий для роста доходов стимулирует производство. Ожидания потребителей во многом зависят от уровня их доходов. Стабильность экономики позволяет им вкладываться в покупку дорогих благ. Чем не стабильнее экономика, тем потребители более склонны к сбережению. Большая задолженность по кредитам так же свидетельствует о проблемах в занятости и искажении рыночной информации.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 03.09.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot