Понятие и особенности секуляризации как вида национализации
Секуляризация представляет собой разновидность института «национализации», под которым понимается переход в государственную (муниципальную) собственность церковного имущества, которое по своей сути отличается от частного имущества.
Так как еще не полностью завершен процесс реституции (возврата) того, что было социалистическим государством незаконно изъято у религиозных организаций в советский период российской истории, то в настоящее время вопрос о секуляризации церковного имущества в РФ не является актуальным и не стоит в повестке дня.
Однако, в настоящее время возрастание роли РПЦ (Русской Православной Церкви) во многих областях социальной жизни граждан РФ стала очень заметна, что порождает различные претензии к ней.
Это обстоятельство, а также тот факт, что имущество церкви уже не единожды было предметом интереса фискальных органов государства, дает основание утверждать, что наилучшим способом для уничтожения каких-либо оснований для споров и вражды между государством и церковью является разработка таких процедур отчуждения имущества церковного, которые бы учитывали все особенности его возникновения и приобретения.
Следовательно, «секуляризацию» как вариант применения института «национализации» необходимо рассматривать не только как исторически повторяющееся явление, но также и как особенный вид «национализации» негосударственного имущества.
С правовой точки зрения, институт «секуляризации» является процедурой юридической, следовательно, она подлежит детальной регламентации, основанной на принципах возмездности, сохранения объемов социальной помощи, оказываемой церковью и ее просветительской деятельности.
Все это вместе взятое означает:
- во-первых, светское государство, в случаях проведения процедур «секуляризации» имущества церкви, обязано взять на себя расходы, которые осуществлялись церковью за счет данного имущества, притом, что определенная часть имущества церкви, которая предназначается для непосредственного исполнения различных богослужений (церковных таинств), должна иметь безусловный иммунитет от отчуждения;
- во-вторых, так как работа должна быть сосредоточена на юридических аспектах института «секуляризации», то необходимо принять во внимание не только правовые нормы, которые установило законодательно государство, но и внутренние церковные правила, касающиеся имущества, принадлежащего церкви, которые были отражены в нормах церковного канонического права для того, чтобы понять назначение имущества церкви.
Секуляризация - это правовая норма
Впервые термин (saecularis - мирской) был использован переговорах, связанных с заключением Вестфальского мира (1648 год), который означал окончание тридцатилетней войны в Европе. Подготовленный по итогам переговоров «Вестфальский трактат» очертил основные контуры новой системы в международных отношениях в Западной Европе на 150 лет, он также считается отправным пунктом возникновения и развития основ международного публичного и частного права.
В научной и исторической литературе отмечается, что понятие «секуляризация» впервые появилось в 1646 году в речи французского посла Лонгвиля и, в то время имело значение варианта удовлетворения интересов победившей стороны за счет конфискации церковных земель, принадлежавших монастырям.
Таким образом, первоначальное значение института «секуляризация» означало отчуждение в пользу светских (государственных) властей земельных владений, которые принадлежали церкви.
Во времена Реформации стали издаваться специальные законы, которые были направлены на законодательное изъятие имущества из собственности церкви в собственность светского государства. Эти законодательные акты получили название «секуляризационные» законы.
Впервые институт «секуляризации» в широких масштабах начал использоваться при изъятии имущества РКЦ (Римско-католической церкви) в тех странах, в которых перестала действовать власть римской курии, потом практика «секуляризации» стала постоянной в Австро-Венгерской империи и Французской Республике. В XIX веке процедура «секуляризации» вновь прокатилась по Германии.
В России институт «секуляризации» начал применяться в время правления Петра I (с 1682 – по 1725 гг.) и Екатерины II (с 1762 – по 1796 гг.), однако «секуляризация» приобрела беспрецедентный по масштабам и форме размах только после Великой Октябрьской революции (1917 год) и до конца правления последних руководителей советского государства, которая не имела характера правовой процедуры, а представляло гонения на РПЦ в плоть до исчезновения СССР в 1991 году.
Способы возникновения и приобретения церковного имущества
Основные способы возникновения и приобретения церковного имущества:
- во-первых, исторически первым из прав церкви по приобретению имущества в собственность явилось «право приобретения имущества в следствии покупки», то есть посредством актов купли-продажи. Это стало возможным тогда и только тогда, когда церковь приобрела статус официальной корпорации (corpus christianorum);
- во-вторых, одним из оснований права по приобретению стало «право получения подарков» (donatio), которое вытекает из права купли-продажи. Оно было закреплено специальным эдиктом римских императоров в 321 году;
- в-третьих, источником приобретения церковного имущества стало возможность получения имущества по завещанию;
- в-четвертых, источником приобретения церковного имущества стало право на наследование за своими членами;
- пятым источником доходов стали дары из государственной казны;
- и, наконец, одним из источников стало освобождение церкви от уплаты налогов, а также освобождение церкви от исполнения муниципальных обязанностей.
Все перечисленные источники приобретения церковного имущества определяют направления уставной деятельности РПЦ, которая осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с российским законодательством в Уставе религиозной организации необходимо указать:
- во-первых, источники образования денежных средств;
- во-вторых, источники образования иного имущества религиозной организации;
- в-третьих, порядок распоряжения церковного имуществом.
Имущество РПЦ используется для:
- совершения богослужения – церковные здания, священные предметы и облачения священнослужителей, убранство храмов;
- содержания клира;
- общественного служения в сфере благотворительной и просветительской деятельности.
Законодательством не запрещены и иные активы, например, создание коммерческих предприятий, доход от деятельности которых направляется на вышеуказанные цели.
Титульным собственником этого имущества в соответствии каноническим правом является РПЦ как корпорация.
Таким образом, имущество христианских церквей, в силу внутренних установлений Церкви, имеет общественное предназначение.
Такой взгляд на имущество церкви требует выделения института «секуляризации» в отдельный вид «национализации», особенности которого выводятся из анализа исторического опыта и понимания особенной роли церковного имущества.
Процедура секуляризации должна предусматривать сохранение объема социального служения и денежные выплаты за изымаемое имущество.