Государственная форма собственности: классификация, состав
В настоящее время собственность в Российской Федерации (РФ) подразделяется на:
- государственную собственность:
- федеральную собственность, которая принадлежит РФ,
- собственность, которая принадлежит субъектам РФ;
- муниципальную собственность;
- частную собственность.
Право собственности государства включает совокупность прав по владению, пользованию, распоряжению. Государство как субъект права состоит из отдельных государственных органов в лице различных министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, которые распределяются правомочия собственности между собой.
Особенности положения собственности государства обусловлены самой ее природой, которая обеспечивает само существование государства.
Имущество, которое находится в собственности государства, закреплено за государственными учреждениями, организациями и предприятиями. Им предоставлены права по владению, пользованию и распоряжению в соответствии со статьями Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Имущество государства в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации включает в себя различные виды доходной собственности:
- поземельная собственность;
- собственность промышленных заведений;
- различного рода капиталов.
Как правило собственность может быть приобретена по:
- общим правилам гражданского законодательства;
- по правилам исключительной собственности, то есть из монопольных прав государства.
В соответствии с федеративным устройством Российской Федерации и существованием двухуровневой системы государственной власти в РФ, предусмотрено, что государственная собственность существует в виде:
- собственности РФ;
- субъектной собственности, то есть собственности субъектов РФ.
Каждый уровень системы государственной власти в РФ обладает своими правомочиями по владению, пользованию и распоряжению своим видом собственности. Эти полномочия распределяются среди законодательных органов власти, отраслевых министерств, соответствующих ведомств, органов местного самоуправления, которые реализуются через систему функций управления и государственных полномочий.
Федеральная собственность
Для управления объектами государственной собственности необходимо осуществить их классификацию. Наиболее крупное подразделение объектов собственности государства следует проводить по признаку их правового режима.
Гражданское законодательство Российской Федерации подразделяет государственную собственность на:
- находящуюся в ведении РФ в целом;
- находящуюся в ведении отдельных субъектов РФ.
Объекты исключительной федеральной собственности включают:
- предприятия, определяющие базу (основание) национальной экономики страны, основу ее национального богатства;
- предприятия, учреждения и организации, необходимые для обеспечения деятельности государственных органов власти РФ в целом и предназначенные для решения общероссийских задач;
- предприятия, учреждения и организации, которые относятся к ВПК;
- предприятия тех отраслей производства, которые обеспечивают работу национальной экономики, ее эффективную жизнедеятельность в целом РФ, также обеспечивают развитие прочих отраслей национальной экономики;
- прочие предприятия промышленности:
- предприятия промышленности медико-биологических и лекарственных препаратов;
- предприятия и организации производства алкогольной, ликероводочной и спиртовой продукции.
Гражданское законодательство Российской Федерации выделяет группу объектов, относящихся к объектам собственности РФ, передача которых возможна при определенных условиях собственность субъектов РФ. К ним относят:
- отдельные крупные предприятия национальной экономики, расположенные на территории субъектов РФ и являющиеся для них градо- и бюджетообразующими;
- предприятия, относящиеся к атомной энергетике;
- предприятия, входящие в систему энергетического машиностроения;
- учреждения системы национального здравоохранения;
- учреждения системы национального образования;
- учреждения, организации, осуществляющие научные исследования и научные разработки;
- предприятия теле-, видео- и радиовещания.
Особенности объектов государственной собственности на землю
Объекты национализированной государственной собственности на землю являются отдельной экономико-правовой категорией, имеющих собственную систему законодательного регулирования.
К объектам собственности государства на землю относят такие индивидуально обособленные земельные участки, которые не находятся в собственности отдельных граждан, различных юридических лиц, также органов муниципального управления.
В системе землепользования государственная земельная собственность занимает главенствующее место. Она характеризуется тем, что:
- земли, относящиеся к государственным землям:
- занимают наибольшую по территории площадь;
- имеют наиболее существенное экологическое и экономическое значение;
- на них размещены большинство сельскохозяйственных и промышленных предприятий;
- земли природоохранного назначения в подавляющем большинстве находятся в государственной собственности.
В земельном законодательстве есть одно противоречие, которое требует своего разрешение, а именно, необходимо более четкое разграничение прав собственности на земельные участки между РФ, субъектами РФ и местными органами самоуправления.
Данное противоречивое положение создает ситуацию, в которой наряду с собственностью РФ и ее субъектов на землю, фактически, но вне законодательного поля существует вид права общей, не разграниченной физически, государственной собственности, то есть управление собственностью Российской Федерации и ее субъектов осуществляете совместно как органами государственной власти РФ, так и субъектов РФ, а принцип, раздельного управления в большинстве случаев не реализуется.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.