Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции рыночной экономики

Существуют следующие функции рыночной экономики:

  • интегрирующая;
  • регулирующая;
  • стимулирующая;
  • ценообразующая;
  • контролирующая;
  • посредническая;
  • информационная;
  • функция экономичности.

Рассмотрим особенности каждой из них.

Интегрирующая функция

Интегрирующая функция выражается в объединении:

  • Сферы производства;
  • Сферы потребления.

То есть соединение субъектов рыночных отношений, которыми являются производители товаров и услуг с одной стороны и потребители с другой стороны, а также посредники в виде торговых организаций.

Данная функция заключается во включении всех субъектов в общий процесс активного взаимообмена продукцией и услугами. Только в рамках рынка производство может служить потреблению, а потребитель может удовлетворить свои потребности.

На платформе рынка происходит углубление общественного разделения труда, а также увеличение объемов интеграционных процессов в целом в экономике.

Замечание 1

Интегрирующая функция крайне актуальна на просторах Российской Федерации. Суть процесса интеграции, на сегодняшний момент, заключается в том, что регионы и Республики могут заключать между собой экономические соглашения с целью создания благоприятных условиях для адаптации и активного функционирования единого Всероссийского рынка.

Регулирующая функция

Регулирующая функция заключается в том, что рынок напрямую или косвенно воздействует на все сферы экономики, обеспечивая при этом в ассортиментной структуре максимальный уровень согласования производства и потребления. А также стремится к созданию баланса между спросом и предложением относительно цены, объёма и структуры, обеспечивая пропорциональность в процессе производства продукции и обмена между регионами и сферами национальной экономики.

Здесь также можно сказать о постоянном колебание цен. Что является отличным информатором о состояние дел на рынке, соответственно регулирует хозяйственную деятельность предприятий. Если наблюдается рост цен это для производителя сигнал к расширению производства, соответственно снижение цены является той причиной, по которой объемы производства необходимо сокращать.

«Функции рыночной экономики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Помимо регулировки объема производства, информация, поступающая с рынка, является для производителей маркером для снижения затрат, улучшения качества продукции и другое. Рынок направляет производителя к реализации потребностей общества. Преследуя свою экономическую цель, предприятие так или иначе движется в направлении удовлетворения общественных интересов.

Стимулирующая функция

  • Проявляется в стимулировании производителя на создание всё новых и новых способы удовлетворения общественных потребностей через производство усовершенствованной продукции;
  • Сюда также можно отнести эффект побуждения минимизации затрат с одной стороны и увеличение прибыли до возможного максимума, с другой стороны;
  • Выражается в росте научно-технического прогресса, на основе которого происходит интенсификация производства и рост эффективности функционирования экономики в целом;
  • Давление рынка через стимулирующую функцию является важным фактором для развития экономики. Выражается это в том, что высокая востребованность на руководящих местах в профессионалах не дает возможность на главенствующее позиции выдвигать людей просто приятных по каким-либо другим показателям. Так как при отсутствии грамотного специалиста в лице директора предприятия, организация не сможет добиться высоких объемов производства, что в целом приводит к снижению индивидуального уровня материального благополучия.

Ценообразующая функция

Ценообразующая функция называется еще эквивалентность функций. Смысл его заключается в установлении одинаковых ценностных измерителей в процессе обмена продуктами. Рынок образует цену на товар на основе анализа индивидуальных затрат труда в процессе производства товара общественного назначения. Происходит такое ценообразование через соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товара относительно количества затраченного труда и его общественной пользы.

В рыночной экономике такая оценка относительно адекватной стоимости товара происходит в процессе обмена. То есть цена образуется по итогу сделки, она представляет собой баланс между затратами производителя и полезностью товара или услуги для потребителя.

Контролирующая и посредническая функции

Контролирующая функция несет информацию о конечных результатах производства. Суть такого контроля даёт информацию о соответствии количества и качества товаров и услуг, представленных производителями, нуждам потребителей, стремящихся удовлетворить свои потребности.

Посредническая функция выражается в том, что рынок выступает посредником в отношениях между производителями и потребителями, предоставляя им возможность найти наиболее выгодный вариант для совершения сделки купли-продажи.

Развитая рыночная экономика предоставляет потребителям условия, при которых он умеет возможность выбрать оптимального для себя поставщика. В свою очередь продавец стремится привлечь наиболее устоявшегося покупателя для совершения сделки.

Информационная функции

Информационная функция предполагает сбор и аккумулирование информации о изменяющихся ценах на продукты и ресурсы. В условиях рынка происходит постоянное изменение цен, поэтому необходима объективная информация о потребляемом количестве товара, его ассортименте, качестве благ, которые предоставляет рынок.

Формирующиеся на рынке цены являются сигналами, которые содержат объёмную детальную информацию, необходимую всем субъектам экономики, ведущим хозяйственную деятельность.

Замечание 2

Высокие цены на отдельные группы товаров говорят о об отсутствие достаточного предложения данного товара, соответственно низкие цены информируют об избытке продукция в сравнении с платежеспособным спросом. Внешне, казалось бы, стихийно протекающие события, в рамках рынка аккумулируются в огромный блок, в который собирается точечная информация, обрабатывается, анализируются и выдаётся в виде статистической обобщенной информации о хозяйствующих субъектах и в целом о положении на рынке, а также в виде конкретных и общих показателей о товарах и услугах, о спросе и предложении на них и тд.

Информация, контролируемая рынком, дает возможность каждому из участников хозяйственной деятельности получать информацию, необходимую для определения собственного положения в сравнении с рыночной конъюнктурой, таким образом просчитывать шаги, отвечающие запросам рынка.

Функция экономичности

Функция экономичности выражается в соотношении затрат на приобретение товара относительно объема заработной платы населения. Проще говоря, спрос на товар, услугу зависит от доходов потребителя. Покупатель будет сокращать необходимость в продукте, если у него не будет достаточно возможности для его приобретения.

Функция реализации интересов рыночных субъектов выражается в эквивалентности рыночной сделки между продавцом и покупателем в процессе соединения их интересов относительно рыночного объекта (товара, услуги).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot