Существуют следующие функции рыночной экономики:
- интегрирующая;
- регулирующая;
- стимулирующая;
- ценообразующая;
- контролирующая;
- посредническая;
- информационная;
- функция экономичности.
Рассмотрим особенности каждой из них.
Интегрирующая функция
Интегрирующая функция выражается в объединении:
- Сферы производства;
- Сферы потребления.
То есть соединение субъектов рыночных отношений, которыми являются производители товаров и услуг с одной стороны и потребители с другой стороны, а также посредники в виде торговых организаций.
Данная функция заключается во включении всех субъектов в общий процесс активного взаимообмена продукцией и услугами. Только в рамках рынка производство может служить потреблению, а потребитель может удовлетворить свои потребности.
На платформе рынка происходит углубление общественного разделения труда, а также увеличение объемов интеграционных процессов в целом в экономике.
Интегрирующая функция крайне актуальна на просторах Российской Федерации. Суть процесса интеграции, на сегодняшний момент, заключается в том, что регионы и Республики могут заключать между собой экономические соглашения с целью создания благоприятных условиях для адаптации и активного функционирования единого Всероссийского рынка.
Регулирующая функция
Регулирующая функция заключается в том, что рынок напрямую или косвенно воздействует на все сферы экономики, обеспечивая при этом в ассортиментной структуре максимальный уровень согласования производства и потребления. А также стремится к созданию баланса между спросом и предложением относительно цены, объёма и структуры, обеспечивая пропорциональность в процессе производства продукции и обмена между регионами и сферами национальной экономики.
Здесь также можно сказать о постоянном колебание цен. Что является отличным информатором о состояние дел на рынке, соответственно регулирует хозяйственную деятельность предприятий. Если наблюдается рост цен это для производителя сигнал к расширению производства, соответственно снижение цены является той причиной, по которой объемы производства необходимо сокращать.
Помимо регулировки объема производства, информация, поступающая с рынка, является для производителей маркером для снижения затрат, улучшения качества продукции и другое. Рынок направляет производителя к реализации потребностей общества. Преследуя свою экономическую цель, предприятие так или иначе движется в направлении удовлетворения общественных интересов.
Стимулирующая функция
- Проявляется в стимулировании производителя на создание всё новых и новых способы удовлетворения общественных потребностей через производство усовершенствованной продукции;
- Сюда также можно отнести эффект побуждения минимизации затрат с одной стороны и увеличение прибыли до возможного максимума, с другой стороны;
- Выражается в росте научно-технического прогресса, на основе которого происходит интенсификация производства и рост эффективности функционирования экономики в целом;
- Давление рынка через стимулирующую функцию является важным фактором для развития экономики. Выражается это в том, что высокая востребованность на руководящих местах в профессионалах не дает возможность на главенствующее позиции выдвигать людей просто приятных по каким-либо другим показателям. Так как при отсутствии грамотного специалиста в лице директора предприятия, организация не сможет добиться высоких объемов производства, что в целом приводит к снижению индивидуального уровня материального благополучия.
Ценообразующая функция
Ценообразующая функция называется еще эквивалентность функций. Смысл его заключается в установлении одинаковых ценностных измерителей в процессе обмена продуктами. Рынок образует цену на товар на основе анализа индивидуальных затрат труда в процессе производства товара общественного назначения. Происходит такое ценообразование через соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товара относительно количества затраченного труда и его общественной пользы.
В рыночной экономике такая оценка относительно адекватной стоимости товара происходит в процессе обмена. То есть цена образуется по итогу сделки, она представляет собой баланс между затратами производителя и полезностью товара или услуги для потребителя.
Контролирующая и посредническая функции
Контролирующая функция несет информацию о конечных результатах производства. Суть такого контроля даёт информацию о соответствии количества и качества товаров и услуг, представленных производителями, нуждам потребителей, стремящихся удовлетворить свои потребности.
Посредническая функция выражается в том, что рынок выступает посредником в отношениях между производителями и потребителями, предоставляя им возможность найти наиболее выгодный вариант для совершения сделки купли-продажи.
Развитая рыночная экономика предоставляет потребителям условия, при которых он умеет возможность выбрать оптимального для себя поставщика. В свою очередь продавец стремится привлечь наиболее устоявшегося покупателя для совершения сделки.
Информационная функции
Информационная функция предполагает сбор и аккумулирование информации о изменяющихся ценах на продукты и ресурсы. В условиях рынка происходит постоянное изменение цен, поэтому необходима объективная информация о потребляемом количестве товара, его ассортименте, качестве благ, которые предоставляет рынок.
Формирующиеся на рынке цены являются сигналами, которые содержат объёмную детальную информацию, необходимую всем субъектам экономики, ведущим хозяйственную деятельность.
Высокие цены на отдельные группы товаров говорят о об отсутствие достаточного предложения данного товара, соответственно низкие цены информируют об избытке продукция в сравнении с платежеспособным спросом. Внешне, казалось бы, стихийно протекающие события, в рамках рынка аккумулируются в огромный блок, в который собирается точечная информация, обрабатывается, анализируются и выдаётся в виде статистической обобщенной информации о хозяйствующих субъектах и в целом о положении на рынке, а также в виде конкретных и общих показателей о товарах и услугах, о спросе и предложении на них и тд.
Информация, контролируемая рынком, дает возможность каждому из участников хозяйственной деятельности получать информацию, необходимую для определения собственного положения в сравнении с рыночной конъюнктурой, таким образом просчитывать шаги, отвечающие запросам рынка.
Функция экономичности
Функция экономичности выражается в соотношении затрат на приобретение товара относительно объема заработной платы населения. Проще говоря, спрос на товар, услугу зависит от доходов потребителя. Покупатель будет сокращать необходимость в продукте, если у него не будет достаточно возможности для его приобретения.
Функция реализации интересов рыночных субъектов выражается в эквивалентности рыночной сделки между продавцом и покупателем в процессе соединения их интересов относительно рыночного объекта (товара, услуги).