Нетарифные ограничения
Нетарифные ограничения – это регулирующие методы, использующиеся в международной торговой деятельности в рамках таможенно-тарифной политики.
Общего определения этого термина не существует, однако, к нетарифным ограничениям относят любые действия, которые направлены на защиту внутреннего рынка. Они препятствуют свободному торговому обмену.
Исследование влияния нетарифных ограничений показало, что преградой международной торговли являются не они сами, а их способ их реализации, то есть то, как применяются правовые акты. Поэтому появилась классификация преград, которые влияют на введение различных нетарифных мер.
Глобализация привела к тому, что страны расширили свои методы нетарифного ограничения. Они стали законным способом защиты от недобросовестной конкуренции и поиска баланса между политикой протекционизма и фритредерством. Чтобы упростить процедуры торговли необходимо создать благоприятные условия для развития и внедрения информационных технологий.
Нетарифное регулирование затрагивает следующие направления деятельности:
- Введение временного ограничения на экспорт или импорт по отдельным группам благ.
- Разрешение на экспорт или импорт по отдельным типам товаров.
- Выполнение требований международных договоров.
- Обеспечение исключительного права импорта или экспорта отдельных товарных групп.
- Защита морали и порядка
- Поддержание высокого уровня национальной безопасности и культурных ценностей.
Несмотря на то, что нет четкого регламента по нетарифным мерам, существует негласная классификация, которая делит их на семь групп. Наиболее известными являются классификации, разработанные ВТО и Организацией Объединенных Наций в части поддержки международной торговли. Меры классифицируются по их отношению к импорту и к экспорту. Они могут быть техническими и нетехническими. Экспортные меры чаще всего связаны с «процессуальными преградами».
Виды нетарифных методов
Всемирная торговая организация объединяет нетарифные ограничения в семь групп. Первая группа включает в себя все операции, так или иначе связанные с вмешательством государства. Это ограничения, на которые влияет власть через субсидии и дотации экспортерам, либо с помощью государственных заказов. Вторая группа включает в себя таможенные и административные формальности. Далее идут специальные технические торговые барьеры. Сюда относят:
- Экологические стандарты.
- Санитарные нормы.
- Требования к упаковке и маркировке.
- Правила и порядок сертификации.
Отдельно выделяют фитосанитарные и санитарные нормы. Квотирование, введение эмбарго, обеспечение валютного контроля, экспортные ограничения относятся к группе специфических нетарифных мер. Так же могут вводиться импортные сборы, меры по защите интеллектуальной собственности и другое.
Подразделение ООН по торговле и ее развитию предлагает деление нетарифных мер на технические и нетехнические для импорта и отдельную группу мер для экспорта. К техническим мерам относят санитарные и фитосанитарные меры, различные регламенты и стандарты, инспекцию и таможенные формальности. К нетехническим ограничениям относительно импорта могут относит условные меры защиты торговли, различные виды лицензирования, квотирования, финансовые ограничения, поддержание внутренней конкурентоспособности, инвестиции в торговлю и другое.
В отношении экспорта применяются заперты, квоты, лицензии, субсидии. Эффективность их работы зависит от особенностей функционирования таможенной системы страны. Влияние оказывают бюрократия, движение информации и ее прозрачность, последовательность политической деятельности, обеспечение безопасности, проведение платежей и другое.
Мировая практика использования нетарифных ограничений
Наиболее распространенной формой ограничений является квотирование. В этом случае государство выдает лицензии на экспорт или импорт и при этом вводит жесткие санкции за нелицензированную торговлю. Квотирование имеет свои преимущества и недостатки. Квота дает государству возможность понимать поступающий объем импорта. Кроме того, власть получает достаточно гибкий инструмент воздействия на внешнюю торговлю. Из негативных последствий выделяют монополизацию экономики из-за ограничения ценовой конкуренции.
Если участники международных отношений предпочитают добровольное ограничение экспорта, то обычно они выбирают какую-то одну страну. По сути, это тоже квота, но она устанавливается экспортером. В результате теряются доходы налоговой системы, а средства от лицензирования импорта уходят за рубеж. Отличительной особенностью данного метода является тот факт, что барьер устанавливается на границе страны экспортера. Соглашение заключается неофициально.
Более надежным инструментом остается лицензирование, при котором уполномоченный властный орган выдает разрешения на ввоз и вывоз. Лицензия позволяет установить определенный порядок и последовательность действий. Она решает две задачи:
- Контроль над объемом импорта и экспорта.
- Прозрачное регулирование торговли.
Наиболее эффективным инструментом являются экономические санкции. Это строгие ограничения, например, полный запрет на ввоз или вывоз определенной группы товаров. Наибольший эффект достигается тогда, когда санкции реализуются неожиданно. Возможно применение завуалированных запретов. Например, некоторые страны вводят запрет на вхождение иностранных судов во внутренние воды, либо не позволяют продавать определенные группы товаров на внутреннем рынке.
Нетарифные меры регулируются различными государственными и международными законами. Они создаются и публикуются на определенный период. Информация о них предоставляется всем участникам отношений. Если какие-то меры нарушаются или происходит злоупотребление ими, то данные вопросы рассматриваются на всеобщих съездах коллегиально.