Оценка регулирующего воздействия
Оценка регулирующего воздействия – это инструмент оптимизации государственного управления.
Ее еще называют анализом регуляторного воздействия. По сути, это процесс выявления проблем, постановки целей регулирования и выбора альтернатив, с помощью которых цели будут достигнуты. Подтверждение гипотезы осуществляется за счет научных подходов, техник, применяемых на основе доступной информации. Возможно привлечение экспертов для консультации, чтобы выбрать наиболее подходящую альтернативу.
Предпосылкой возникновения оценки регулирующего воздействия стала интеграция системы оценок в государственном секторе. В шестидесятые годы прошлого века в нем стали применяться методы составления прогнозов для разработки социально-экономических реформ. Эти методы стали основой для формирования финансово-экономических методик обоснования различных государственных проектов.
Стоит отметить, что заранее заданных параметров оценки не существует. Исследование зависит от его целей. Некоторые государства ориентируются на бизнес, другие на качество среды и так далее. За основу могут браться выгоды, издержки, оценка воздействия. Но результатом всегда становится принятие решения и отсев неэффективных.
Этапы оценки:
- Выбор и описание основной проблемы.
- Определение целей.
- Поиск и описание альтернатив.
- Исследование предложенного материала.
- Привлечение к консультациям экспертов.
- Выбор оптимального варианта.
- Реализация выбранного варианта.
Обычно оценка регулирующего воздействия проводится на этапе прогнозирования или проектирования. Некоторые страны проводят ее в процессе реализации и итоговой оценки принятых решений.
Методология оценки регулирующего воздействия
Оценка регулирующего воздействия определяет основные проблемы и задачи регулирования. Она проводится уполномоченным органом. Для него разрабатывается пакет документов, с учетом норм и требований законодательства. Оценка может применяться для любого уровня регулирования, например, в России это могут быть федеральный, местный и региональный уровни.
Данные о проведенной оценке содержат информацию об основной проблеме исследования. Здесь определяется характеристика проблемы, связанные с ней риски, оценка негативных последствий, выявление объектов воздействия. Следующий этап – выявление целей регулирования. Специалисты определяют ожидаемые результаты, ищут доступные инструменты регулирования в определенной сфере. Поиск альтернатив заключается в выборе инструментов достижения цели. При этом оцениваются выгоды и издержки для каждого варианта. Для удобства объекты и субъекты воздействия группируются, а затем анализируются с точки зрения позитивного и негативного влияния. Оценке подвергается перечень возможных рисков, наличие ограничений.
Использование мнения экспертов позволяют учесть интересы сторон, выбрать научно обоснованный вариант развития событий. Далее определяется оптимальный вариант решения, который рассматривается с точки зрения имеющихся альтернатив, организационных и иных мер. Реализация выбранного решения предполагает наличие последующего мониторинга.
Постановка целей оценки не должна подразумевать наличия готового решения, но оставлять место для альтернативных вариантов. Это позволяет выработать наиболее подходящий вариант решения вне ограничительных рамок. Оценка учитывает социальное, экономическое и экологическое воздействие решений. Так же необходимо оценивать воздействие на разные социальные группы.
Оценка регулирующего воздействия является не просто документом, а определенной процедурой, которая предполагает наличие обсуждения между целевыми группами. Выбранный вариант должен отвечать требованиям гибкости, эффективности и простоты. Так же при выборе решения учитываются административные элементы, доступность информации, методика соблюдения требований.
Методы оценки регулирующего воздействия
Методика проведения оценки регулирующего воздействия опирается на данные, которые публикуются в открытых общественных источниках. Доступ к ним имеют все лица, заинтересованные в информации такого характера. Обычно источники формирования данных так же открыто публикуются. Орган, проводящий оценку, осуществляет качественное и количественное исследование издержек и потенциальных выгод участников.
Методика оценки включает в себя постановку целей и задач, выбор критериев, которые охарактеризуют их основные свойства, описание решения. Для каждого критерия присваиваются весовые коэффициенты, что осуществляется за счет математического аппарата и программных продуктов.
Формирование бюджета регулирования предусматривает определение бюджетов на 3-5 лет, его применение на разных уровнях, проведение публичных консультаций. Далее проводится финансовая оценка, которая соотносит доходы и расходы без учета неявных экономических затрат. Проведение финансовой оценки регулирующего воздействия включает в себя:
- Метод расходов на душу населения.
- Метод анализа кейсов.
- Метод стандарта обслуживания.
- Метод анализа по показателям сопоставимого города.
- Метод оценки ожидаемой занятости населения.
В мировой практике используются методы анализа издержек и выгод, мультикритериальный анализ, фискальный анализ или финансовая оценка, подход «Один за один», формирование бюджетов регулирования. Например, анализ издержек и выгод основывается на расчете чистой приведенной стоимости выгод от регулирования. Издержки учитываются с помощью коэффициента дисконтирования. Если показатель будет положительным, то регулирующее воздействие может быть принято.
Метод «Один за один» предполагает, что исполнительная власть должна обеспечить финансирование проекта за счет сокращения затрат по другим статьям расходов. Он базируется на традиционных аналитических методах и в первую очередь на сопоставлении выгод и убытков.