Понятие газеты, газетного рынка
Газета - это печатное издание, выходящее под одним и тем же названием с определенной периодичностью (не реже, чем раз в месяц).
Медиасфера привлекает внимание экономистов, социологов, политологов. В ней осуществляется оборот денежных средств и факторов производства. Она притягивает крупные инвестиции. Кроме того, медиасреда выступает эффективным инструментом формирования определенных ценностей и идей в обществе, чем активно пользуются представители политической элиты.
Медиапредприятия создают сразу и товар, и услугу. Облекая информацию в востребованную обществом форму, предприятия СМИ создают продукт, реализуемый на рынке. С помощью информационного содержания они привлекают аудиторию, создают лояльные отношения, формируют доступ к ней. Так же медиапредприятия предоставляют рекламодателям доступ к аудитории. Некоторые ученые считают, что основным товаром на рынке СМИ является не эфирное время или печатная полоса, а сама аудитория, которая потребляет эти продукты.
Газетное дело является одним из старейших в сфере СМИ. Несмотря на то, что газетные тиражи продолжают постепенно снижаться, рынок газетного дела продолжает сохранять стабильность и актуальность. Современные газетные издания отличаются следующими характеристиками:
- Универсальность, заключающаяся в освещении широкого спектра тем.
- Публичность, направленная на массового читателя.
- Периодичность, связанная с ритмичностью выпуска.
- Актуальность, определяющая перечень раскрываемой информации.
Газетная индустрия тесно связана с государственной властью. Принимаемые правительственные решения часто освещаются в печатных изданиях, а также вступают в силу после публикации в соответствующих газетах. Газеты классифицируются в зависимости от территории распространения, тематике, возрастному принципу, периодичности, формату, типу, стилю оформления, качеству и стоимости.
Особенности развития газетного рынка
Как уже говорилось, газетная индустрия является одной из старейших на рынке СМИ. Толчком к ее развитию послужило создание книгопечатанья. Так как газеты связаны с письменностью, записыванием событий и явлений в обществе, история их становления хорошо задокументирована. На сегодняшний день становится понятным, что развитие газетного дела практически во всех странах уже пережило свой пик. Характеристикой востребованности газет считался ежедневно раскупаемый тираж на тысячу человек населения. Так же оценивалась доля печатных изданий в общем пространстве для рекламодателей.
Пик газетной индустрии в развитых странах пришелся на:
- 1950 год во Франции
- 1956 год в Австралии.
- 1957 год в Великобритании.
- 1981 год в Японии.
Сегодня активно развивает интернет вещание. Многие медиапредприятия создают виртуальные аналоги своих реальных продуктов. Несмотря на то, что пик продаж газет остался в прошлом, это еще не говорит о кризисе в индустрии. С экономической точки зрения положение газетного дела остается стабильным на протяжении долгого времени. Для отрасли присуща неравномерность, а также сочетание противоречивых тенденций развития. Газетам приходится бороться за аудиторию как между собой, так и с медиапредприятиями другой направленности. Ряд стран сохраняет стабильный интерес к газетным изданиям. Если в США, Франции и Италии потребление газетной продукции сократилось, то около 80% населения Северной Европы продолжают активно приобретать газеты.
Современные тенденции развития газетного рынка
На развитие газетного рынка влияет усиление конкуренции между различными СМИ. Для того, чтобы удерживать стабильное положение газетным компаниям необходимо адаптировать свою деятельность под текущую рыночную ситуацию. Актуальной задачей остается укрепление положения традиционных печатных изданий на современном рынке.
К причинам сохранения традиционной прессы можно отнести:
- Привычку читателей.
- Более чем трехсотлетний опыт.
- Умение быстро адаптироваться к изменяющимся запросам общества.
Одним из важнейших изменений газетного рынка стало появление бесплатных газет, а также внедрение нового подхода к потреблению газетного продукта. Теперь компании делают ставку на неежедневное чтение.
Особое внимание в газетном деле уделяется рекламе. Здесь достаточно сложно конкурировать с аудиовизуальным и интернет контентом. Газеты уступают по охватам телевидению, радио и интернету, однако, они являются эффективным каналом доступа к несегментированной аудитории, ограниченной лишь географическим рынком. Таблоиды – газеты формата А3, являются традиционным способом организации доступа к такой аудитории. Они выделяются в отдельную группу печатных изданий, их развитие повлияло на общие изменения в газетной индустрии, изменении тематики и жанра повествования. Это способствовало росту тиражей и популярности таблоидов. Они уделяют большое внимание развлекательной информации, включающей в себя спорт, светские хроники и другое, тем самым поддерживая интерес аудитории, а значит, рекламодателей.
Газеты изыскивают пути предоставления доступа к сегментированной аудитории, например, с помощью рекламных вкладышей. Стоит отметить, что аналитическая журналистика переживает кризис практически во всех сферах СМИ. Стиль легкого повествования, привлечение читателей за счет будоражащих тем проникли во все печатные издания. То есть, принципы таблоидов распространились на всю газетную индустрию, что привело к снижению качества содержания, уменьшению разнообразия тематики, изменению соотношения иллюстраций и текста.
Статистика, исследующая интерес аудитории, показывает, что наибольшей популярностью пользуются статьи о преступности и развлечениях. Кроме того, снижается интерес к международной жизни, внутренней политике и работе государственно аппарата управления, что ведет к уменьшению материалов о них. Люди отдают предпочтение ярким иллюстрациям, фотографиям и кратким текстам.
Таким образом, газетная индустрия сохраняет свое положение на рынке. Для нее характерны общие тенденции, наметившиеся на рынке СМИ. Аудитория проявляет больший интерес к визуальному контенту и меньше интересуется серьезной информацией.