Производство в сфере СМИ
Производство - это экономический процесс создания, распространения, сбыта и конечного потребления хозяйственных благ.
Появление свободного времени у домашних хозяйство привело к формированию потребности в организации досуга и развлечениях. Люди обратили внимание на средства массовой информации, как доступного источника информационных продуктов, способных удовлетворить культурные потребности человека. Индустрия СМИ развивается достаточно давно, начиная со становления печатного дела. Массовое производство газет и журналов привело к буму печатной продукции в середине пятидесятых годов прошлого века. Экономисты заговорил о необходимости создания отдельной прикладной дисциплины, исследующей СМИ, как отдельную отрасль народного хозяйства.
Хозяйственные структуры СМИ на сегодняшний день являются одними из самых прибыльных. Они привлекательны для инвесторов своей быстрой окупаемостью и эффективностью вложений. Медиапредприятия выстраивают коммуникацию с домашними хозяйствами. Это умение востребовано среди рекламодателей, политической власти и социальных организаций.
Работа СМИ подчиняется современным тенденциям рыночной экономики. Рынок СМИ обладает своей спецификой. Для него характерна двойственность создаваемого блага. Предприятия СМИ производят информационный товар, своим содержанием отвечающий потребностям общества. Создавая лояльные отношения с аудиторией, медиапредприятия получают доступ к ней. Этот доступ они могут продавать рекламодателям и иным заинтересованным лицам.
Производство в сфере СМИ обладает своей спецификой. Медиапредприятия самостоятельно определяют свой род деятельности, а также создаваемый и реализуемый продукт. Это могут быть теле- и радиопередачи, журналы и газеты, публикации в виртуальном пространстве. Современные медиапредприятия ставят такие же цели, что и субъекты производственного сектора. Они стремятся к увеличению прибыли, расширению рынков сбыта и минимизации производственных издержек.
Особенности телеиндустрии
Современная телевизионная индустрия включает в себя два экономических сектора:
- Компании, обеспечивающие вещание. Они занимаются трансляцией собственных и купленных программ.
- Предприятия СМИ, создающие телепрограммы. Сюда относят киностудии, продюсерские центры, различные телевизионные объединения. К этой группе могут относиться компании-вещатели, распространяющие свою продукцию за рубеж.
Появление вышеперечисленных секторов стало закономерным продолжением особенностей самого телевещания. Сейчас телевизионная индустрия является одной из самых высокозатратных, трудоемких и технологических сложных отраслей. Конкуренция на рынке телекомпаний очень высока. Предприятиям приходится постоянно изыскивать новые пути удержания внимания аудитории. Основой прогресса становится трудовой ресурс, характеризующийся представителями творческих и интеллектуальных профессий. В секторе телевещания наблюдается рост заработных плат, а значит, постоянных издержек на оплату труда.
Основная статья расходов телеиндустрии – это постоянные издержки, которые складываются преимущественно из расходов на создание новых программ. Распространение готовой продукции обходится телеканалам дешевле, а привлечение новой аудитории требует минимальных трат. Стоит отметить, что ни одна страна не может ограничить использование импортных передач. Очень часто компании-вещатели закупают готовые программы у зарубежных партнеров. Этот метод позволяет повысить рейтинги, а также снизить затраты на создание принципиально новых программных продуктов. Для снижения финансовых рисков и стоимости инвестиций телекомпании все чаще вступают в кооперацию с продюсерскими центрами.
Модели производства телепрограмм
Экономисты в сфере СМИ выделяют две модели организационных структур, занимающихся созданием программ:
- Продюсерские компании вступают в альянс с компаниями вещателями. Такая модель характерна для американского рынка. Права на готовую продукцию разделяются между участниками согласно пропорциям их инвестиционного участия в создании. Телекомпании вещатели получают права, которыми могут пользоваться по своему усмотрению. Выгода этой модели заключается в том, что риски распределяются равномерно между всеми участниками телепроекта.
- Вещательные компании самостоятельно финансируют создание программ. Программы могут создаваться независимыми продюсерами, на условиях приобретения авторских прав по окончании проекта. Продюсерский центр работает за процент, как правило, это не более 10% от стоимости созданного продукта. Вещательная компания получает полные права на программу и может распоряжаться ею по своему усмотрению.
Помимо вышеперечисленных компаний и моделей осуществления коммерческой деятельности на рынке телевидения функционируют и другие предприятия. Например, телесети и телестанции. Часто они взаимодействуют друг с другом для снижения общих расходов и уровня риска. Продюсерские центры, местные телекомпании так же могут создавать информационный продукт.
Некоторые телестанции имеют большие блоки времени в своей сетке вещания. Покупка вторичных прав на показ готовых программ позволяет им заполнить свободное время. Использование различной готовой продукции создает разнообразие в вещании, что помогает привлечь новую аудиторию. Показатели охвата являются значимыми для рекламодателей.
Разнообразие программ достигается за счет трех направлений. Развлекательные передачи, как правило, представлены сериалами. Обычно это уже ранее показанные более крупными сетями продукты, проверенные временем и зрительской симпатией. Игровые телешоу и фильмы о природе так же позволяют удерживать внимание аудитории. Обычно они создаются независимыми компаниями и продаются крупным телесетям. Фильмы создаются для показов в кинотеатрах, только после сборов в прокате они могут быть проданы телекомпания.