Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели общественного вещания в развитых рыночных демократиях

Определение 1

Общественное вещание – это вещание радио и телестанций, чья деятельность полностью либо частично финансируется обществом.

Понятие медиаэкономики

Определение 2

Медиаэкономика – это область прикладного научного знания, занимающаяся изучением работы медиапредприятий в рамках отдельной отрасли национального хозяйства.

Ученые стали проявлять интерес с средствам массовой информации в середине прошлого века. В этот период печатные и газетные издания переживали бум продаж и тиражей. Появилась потребность в фундаментальном знании, способном структурировать работу медиапредприятий. Стоит отметить, что быстрые темпы развития СМИ начались еще в начале двадцатого века, что было вызвано появлением свободного времени у рабочих, а значит, возникновению потребности в досуге и развлечениях.

На сегодняшний день рынок СМИ представлен радио-, теле- и интернет вещанием. Печатная продукция сохраняет стабильное положение на рынке, несмотря как качественные изменения в технологической составляющей.

Медиаэкономика изучает современные СМИ на двух уровнях:

  • Микроэкономический уровень или медиаэкономикс занимается организацией работы медиапредприятий с целью эффективного использования ими ресурсов и факторов производства.
  • Макроэкономический уровень отслеживает влияние СМИ на политические, культурные, социальные и экономические преобразования в обществе.

Отношения между субъектами СМИ формируют рынок, подчиняющийся общим законам. Медиапредприятия конкурируют друг с другом за рынки сбыта и доступ к аудитории. Они производят информационный продукт, предавая ему определенную форму и содержание. Лояльность аудитории создает условия для реализации услуг рекламодателям. Медиапредприятия продают доступ к аудитории для представителей реального сектора, а также для политических деятелей и социальных организаций. Некоторые специалисты считают, что главным товаром рынка СМИ является сама аудитория.

«Модели общественного вещания в развитых рыночных демократиях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сущность общественного телевидения

В развитых стран сформировалось три модели телевещания:

  1. Государственное телевидение СССР и стран социалистического лагеря.
  2. Коммерческое телевидение США.
  3. Общественное телевидение стран Западной Европы.

Отличительные особенности каждой модели заключаются в организационной структуре программ, а также в источниках финансирования. На сегодняшний день большая часть телевизионных каналов придерживается смешанной модели поступления денежных средств. Финансирование может поступать от телезрителей, государства, спонсоров, рекламодателей, а также в ходе бартерного обмена. Общественное телевидение строится преимущественно на частной собственности, доходах от рекламы и подчиняется рыночному механизму.

Общественное телевидение стало ответом коммерческим каналам. При этом представители власти в Европе и Америке быстро поняли социально-политическую важность общественных каналов. За этим последовало установление контроля над содержанием программ. Действенным инструментом стало распределение частот вещания между различными каналами.

Сущность общественного телевидения заключается в установлении отношений между государством, социальными организациями и населением. Оно стало продолжением демократических идей, пропагандируемых политической властью. Некоторые страны устанавливают квоты, регламентирующие количество общественно полезных информационных передач в общей сетке вещания каналов (например, в США эта квота составляет пять процентов).

Особенность общественного телевидения предполагает минимальное использование денег частного производственного сектора. Считается, что рекламодатели способны оказывать воздействие на мировоззрение общественности, что противоречит самим принципам общественного телевидения. Поэтому большинство каналов прибегают к таким источникам финансирования, как государственные субсидии, спонсорство, бартер. Примером субсидий могут послужить финансовая поддержка французским правительством национального кинематографа. Спонсорская помощь часто является косвенной. Оплата спортивных соревнований, транслируемых на общественных каналах, представляет собой один из методов получения спонсорских взносов.

Модели общественного вещания в развитых странах

Британская модель общественного вещания предполагает сохранение основных его принципов в условиях смешанных рыночных отношений. Основоположником ее стало BBC, чья цель сводилась к информированию, просвещению и развлечению зрителей. Доходы компании складывались из платежей, поступавших от телезрителей. Однако, BBC проявила зависимость от политической власти, и долгое время продолжала оказывать всяческое содействие. На сегодняшний день компания характеризуется универсальным охватом населения, широким спектром передач, поддержкой меньшинств, заботой о сохранении национальной идентичности. BBC борется за качество информационного контента, а не за его количество.

Во Франции общественное телевидение находится под контролем государственной власти. Такое положение дел стало продолжением государственной политики в послевоенное время. Большая роль отводилась общественному радио. С помощью общественного телевидения правительство Франции пыталось вернуться к республиканским ценностям. На сегодняшний день финансирования общественных телеканалов происходит согласно смешанной модели.

Немецкое общественное телевидение поддерживает публично-правовые каналы. В послевоенное время Германия выстраивала всю свою экономику, в том числе и СМИ, с нуля. Для того, чтобы избежать политизации СМИ в Германии была создана уникальная система, основывающаяся на государственном надзоре. При невыполнении аудиовизуальной отраслью своих основных задач их существование или деятельность могут быть оспорены в судебном порядке.

Модель общественного вещания Северной Европы строится на принципах сохранения общественной собственности, доминировании национальных программ, замкнутости национальных рынков. Созданные в данном регионе информационные продукты очень редко экспортируются в другие страны. Уникальной моделью общественного вещания стала финская модель, которая основывалась на доходах, поступавших от рекламодателей.

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot