Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это прикладное направление экономического учения, исследующее средства массовой информации как отдельную отрасль народного хозяйства.
Интерес экономистов к медиасфере постоянно растет. Связано это с тем, что она является одной из наиболее прибыльных отраслей. Кроме того, СМИ способны оказывать воздействие на создание людей, что делает их эффективным инструментом в распространении идей, политических взглядов, идеологии, продвижении товаров и услуг. Медиаэкономика исследует медиасистемы в двух направлениях:
- Макроэкономический подход занимается изучением влияния медиасферы на общественное сознание, установление связей с другими системами, общественно-политическими процессами, которые она стимулирует.
- Микроэкономический подход ставит своей задачей формирование принципов эффективного использования ресурсов с целью создания востребованного на рынке продукта. Он изучает не только работу медиапредприятий, но и функционирование индустрии СМИ в целом.
В рамках медиэкономики появилось такое направление как медиэкономикс, которое занимается вопросами экономии или полезного использования имеющихся у предприятий СМИ активов. Это направление анализирует применение капитала, труда, информации и предпринимательского таланта с точки зрения результативности медиабизнеса.
Особенность медиаэкономики можно назвать двойственность производимого блага. Медиапредприятия создают востребованный обществом продукт, то есть придают информации ту форму, которая будет удобна покупателю. Однако, основная задача субъектов СМИ заключается в том, чтобы расширять аудиторию, тем самым повышая качество услуг, оказываемых рекламодателям. Именно реклама формирует большую часть валового дохода медиапредприятий и отрасли в целом.
Медиаэкономика как развитие политэкономии СМИ
Традиция политэкономического теоретического подхода к исследованию экономических систем широко применяется и в медиаэкономике. Она изучает СМИ в разрезе национальных хозяйственных структур, что относит ее к марксистскому учению об экономике. Маркс считал, что идеология в обществе оказывает влияние на все сферы его жизни, в том числе и на хозяйственную составляющую. Современные исследователи медиаэкономики уделяют большое внимание социально-экономическим структурам и механизму воспроизведения и распространения идеологии.
Считается, что лидирующие политические взгляды в стране способствуют сохранению устоявшегося порядка, а также помогают развитию капиталистических отношений. Использование СМИ в качестве идеологического инструмента позволяет господствующим группам продвигать свои интересы не только в политике, но и в социальной и экономической сфере жизни. Долгое время ученые предполагали, что СМИ создают общественно-полезный продукт, то есть дают населению доступ к правомерной, неискаженной информации, облекая ее в удобную форму. Медиапредприятия созданы для того, чтобы распространять среди домашних хозяйств базовые культурные ценности.
Другие ученые рассматривали аудиторию, как однородную массу, обладающую конформизмом и консервативными взглядами. Медиапредприятия трудятся для того, чтобы удовлетворить интересы потребителей. При этом аудитория абсолютно не влияет на содержимое медиаконтента, а потребляет лишь то, что предложено СМИ. Содержание медиапродукта направленно на то, чтобы привлечь как можно более широкую общественность.
Таким образом, политэкономия рассматривает аудиторию и потребителей информации в качестве товара, который медиапредприятия продают рекламодателям. Сегментирование рынка позволяет сгруппировать потребителей медиауслуг, создать аудиторию, готовую к тому, чтобы тратить свое время и внимание на рекламируемые продукты и услуги.
Медиаэкономика как развитие социологии
Экономическая теория тесно взаимодействует с другими общественными науками. Так при изучении медиапространства возникают логические связи с такими новыми направлениями общественных наук, как социальная экономика и экономическая психология. Обе эти дисциплины имеют четкую научную базу в отличие от экономической журналистики. Экономическая социология исследует хозяйственную жизнь человека с помощью своих специфических инструментов. Она описывает развитие экономики как процесс социального становления. Двигателем процесса выступают активное взаимодействие различных социальных групп. Таким образом, социальная экономика рассматривает устойчивые модели поведения групп людей в разрезе их влияния на хозяйственные системы. Под влиянием социальных импульсов происходят преобразования в экономике, а передаче этих импульсов способствуют каналы распространения информации.
Медиапредприятия и само медиапространство являются средством коммуникации между различными социальными группами. С их помощью осуществляется установление отношений и связей между заинтересованными лицами или группами лиц. Медиаэкономика выступает в роли встроенного механизма в социальную жизнь общества. Она воздействует на сознание общества, доводит необходимую информацию до сознания широких масс людей. Медиаэкономика и ее субъекты способствуют формированию импульса для социальных преобразований. Экономическая журналистика создает методологию для организации социальных взаимодействий, устанавливает нормативные принципы. Можно сказать, что медиаэкономика активирует эффективность использования человеческого ресурса.
Медиаэкономика тесно связана с экономической психологией. У людей формируется стереотипное поведение на социальном уровне, в том числе относительно экономических процессов и явлений. Для того, чтобы внести определенные изменения в устоявшиеся общественные институты часто прибегают к помощи медиапредприятий, как источника информационного продукта. Специалисты СМИ способны воздействовать на общественное сознание, постепенно внедряя новые идеи. Кроме того, предоставление доступа к аудитории для заинтересованных лиц позволяет достичь определенных изменений в текущем положении экономики.