Радиоиндустрия – это совокупность электронных СМИ, имеющих низкую избирательность и оказывающих воздействие на широкую аудиторию.
Появление радио
Для конца 19-го века характерны очень яркие события в области научных открытий. Мир получил радио. Поначалу радио использовалось только в военных целях, что подразделения связывались с командованием. Тогда оно было похоже на беспроводной телеграф. В начале 20-го века были предприняты первые попытки передачи голоса с помощью радио. И они оказались успешными. Радисты военно-морских сил США и Канады стали первыми слушателями радиосеанса. А уже в конце 20-х годов 20-го века обладатели первых радиоприемников слушали радиоэфиры о музыке, литературе и т.д.
Между тем в середине века стратегия была перехвачена телевидением, которое имело очевидное преимущество, заключавшееся в движущейся картинке. Радиовещание начало поиск новых рыночных стратегий для противостояния конкуренции. К новым решениям менеджеров радиостанций подтолкнули социально-демографические изменения в наиболее развитых странах. Самыми существенными оказались два фактора:
- Последствия послевоенного пика рождаемости в США. Укрепившееся экономическое состояние США после военных действий позволило повысить жизненный уровень американцев. Уже к 1960-м годам выросло поколение, которое воспитывалось в материальном благополучии, имевшее немало свободного времени. Развитие индустрии развлечений, в первую очередь направления музыкальных записей. Это стало причиной перехода многих радиостанций в узкие музыкальные форматы.
- Развитие автомобильной индустрии. Практически все автомобили, находящиеся в личном пользовании, имели радиоприемники.
Таким образом, акценты в программной политике и стратегия радио в целом смещались. С 1960 годов радио превратилось из семейного в индивидуальное средство развлечения. Данная стратегия, которая возникла при коммерческом радиовещании в США, стала использоваться и другими странами Западной Европы. Радио превратилось в самое популярное СМИ того времени, ставшее неотъемлемой частью жизни людей.
Экономика радиоиндустрии
С появлением телевидения многие экономисты говорили о скором исчезновении радио с рынка СМИ. Однако на сегодняшний день радио остается в числе самых популярных СМИ. Например, в России общая аудитория радио в категории от 16 лет и старше составляет 85% населения в неделю. Отмечается, что аудитория радио в активное время дня превосходит аудиторию телевидения.
По данным статистических исследований во многих странах запада время, которое уделяется аудиторией радио, намного выше времени, уделяемого чтению газет, просмотру ТВ.
Сложившееся положение радио установилось благодаря ряду преимуществ, позволивших радио остаться самым доступным и дешевым СМИ в мире:
- Достижение радиоволнами практически любой точки мира;
- Радио – самое распространенное медийное устройство. В современном мире радио встречается практически во всех технических устройствах – будильниках, телевизорах, мобильных телефонах, музыкальных центрах и т.д.;
- Радиоустройства имеют небольшой размер по сравнению с телевизорами и компьютерами, а также потребляют мало энергии;
- Радио понимают все независимо от уровня грамотности;
- Радио мобильно, может функционировать без специальной инфраструктуры;
- Дешевизна радио. Достаточно только покупки радиоустройства, цена которого намного ниже цены компьютера или телевизора.
Из всего вышесказанного следует, что радио остается самым популярным СМИ. Данный уровень популярности сохраняется за счет экономических особенностей радио, влияющих на многообразие и экономичность радиоиндустрии.
Самой первой экономической особенностью радио является наличие низких входных барьеров и низких производственных издержек. Для производства радиопрограмм не требуется больших расходов, поскольку радиопрограммы готовятся ограниченным числом сотрудников, нет необходимости в большом количестве дорогостоящего оборудования. Радиостанция может размещаться в одной комнате. При этом современные технологии распространения радиосигналов существенно сокращают издержки на процесс трансляции.
Большая часть издержек радиоиндустрии уходит на приобретение авторских прав. Большинство радиостанций основное эфирное время транслируют не программы собственного производства, а музыкальные композиции. Авторские права для современных создателей медиасодержания – это важнейший стимул творческой деятельности. поэтому в медиаэкономике авторское право является новым редким ресурсом, требующим разработки форм финансирования и защиты.
Построение радиостанциями своей политики на четной дифференциации аудитории является еще одной экономической особенностью индустрии радио. Изначально радио включало в себя «всего понемногу», однако, с развитием общества и культуры стали появляться различные форматные радиостанции.
Преимущества радио для рекламодателей
Реклама – это практически единственный источник дохода для радиостанций на сегодняшний день. Доступ рекламодателей к четко идентифицируемой аудитории – это залог коммерческого успеха радиостанции. В связи с этим радиостанции важно найти свою нишу на современном радиорынке.
Преимуществами радио, которые привлекают рекламодателей, являются:
- Охват конкретных сегментов аудитории с помощью известных форматов;
- Обращение радио к аудитории в любое время суток, что представляет собой идеальное средство охвата аудитории, находящейся в автомобиле;
- Скорость и гибкость радиорекламы;
- Небольшие затраты. Низкие затраты на обеспечение эфира дают возможность повторять радиорекламу несколько раз;
- Использование звука при создании мысленных образов. Радио – это большой простор для воображения слушателей;
- Доступность радио;
- Положительное восприятие. Как правило радио не вызывает у слушателей раздражение, а имеет своих приверженцев.