Кабельное телевидение – это способ вещания, при котором сигналы передаются посредством коаксиального или же оптического кабеля.
Организация кабельного телевидения
Существование кабельного телевидения стало возможно благодаря кабельным сетям, отсутствие которых делает невозможным прием такого вида ТВ. Сегодня кабельное телевидение предоставляется за абонентскую плату, а эго эфир предназначен для целевой аудитории. С момента появления кабельного ТВ было создано большое количество различных специализированных каналов: развлекательные, спортивные, информационные, детские, семейные и т.д. Они существуют в основном за счет платных подписок зрителей.
Кабельное телевидение имеет свои достоинства и недостатки.
К достоинствам относятся:
- Небольшие затраты на канал;
- Наличие дополнительных услуг, таких как Интернет, телефония и т.д.;
- Достаточно простая организация контроля абонентов в коммерческих сетях;
- Высокое качество передачи звука и изображения;
- Возможность приема сигнала на телеприемники зрителей;
- Высокий уровень информационной емкости и помехозащищенности сети;
- Возможность модификации кабельных сетей без капитального строительства.
К недостаткам кабельной индустрии можно отнести:
- Большие объемы инвестиций в строительство кабельных сетей;
- Экономическая неэффективность использования на территориях с низкой плотностью населения;
- Существенные эксплуатационные затраты.
Несмотря на свои недостатки, кабельное телевидение остается самым оптимальным вариантом в соотношении цена-качество.
Кабельное телевидение имеет свою структуру, которая включает две основные части:
- Прием ТВ-каналов и формирование сигнала кабельного ТВ;
- Передачу группового сигнала абонентам.
Из этого следует, что типовой вариант построения сети кабельного телевидения должен включать следующие основные элементы:
- Головную станцию;
- Приемные ТВ-антенны, а также антенные усилители;
- Конверторы, магистральные усилители;
- Магистральные и распределительные линии;
- Ответвители.
Перечисленные устройства позволяют обеспечить процесс обработки сигналов, которые принимаются антеннами, и подать в дальнейшем их в магистраль.
Структура доходов и расходов кабельной индустрии
В современной кабельной индустрии довольно высоки входные барьеры, поэтому для образования в ней своего дела потребуются большие финансовые ресурсы. На рентабельность в кабельной индустрии оказывают влияние многие внешние факторы, например, на протяжении 1990-х годов в США неоднократно менялась норма прибыли кабельных служб – от 3 до 12%. Несмотря на то, что экономические колебания, законодательные нововведения, изменения на рынке рекламы подрывают устойчивость кабельной индустрии, в данной сфере отмечается постоянный рост. Это объясняется также увеличением доходов аудитории, которая пользуется кабельными системами. В развитых странах расходы на кабельное телевидение иногда выше суммарных расходов на посещение кинотеатров. Рекламные вложения играют немаловажную роль в развитии кабельной индустрии, поэтому имеют тенденцию к росту.
Доходы кабельных сетей образуются за счет абонентской платы и средств, полученных от рекламы.
В 1990-х годах свыше 90% доходов кабельных сетей составляла абонентская плата зрителей. Можно выделить следующие услуги с различными схемами финансирования, предоставляемые кабельными операторами:
- Доступ к основному пакету телеканалов, что включает несколько десятков каналов, рекламную поддержку и почасовую оплату;
- Доступ к каналам с повышенным тарифом, т.е. существует дополнительная плата за программу или фильм без рекламы;
- Доступ к платным тематическим каналам, при котором оплата производится за каждый показ.
Чаще всего зрители подписываются на основной пакет (60%), а остальные выбирают специализированные каналы и подписки.
Долю доходов от рекламы на кабельном телевидении нельзя сравнить с доходами от рекламы на эфирном ТВ, при этом та небольшая часть рекламных поступлений (около 10% от всех доходов) составляет значительную сумму в общенациональном рекламном бюджете. Например, в США эта сумма достигает 10,5 млрд. долл. Для рекламодателей кабельные каналы являются привлекательным рекламоносителем, который хорошо адаптирован к нуждам коммерческой среды. Кабельные каналы предоставляют доступ к узкоспециализированным аудиториям, социодемографические характеристики которых хорошо известны. Другим уникальным достоинством кабельного ТВ является низкая стоимость программ на тысячу зрителей.
Кабельные операторы также получают доходы от установления платы за обслуживание дополнительного оборудования для удаленного приема. В современном мире еще одной статьей дохода кабельных сетей становится продажа клиентских данных заинтересованным рекламодателям за счет создания баз данных абонентов.
Несмотря на значительные суммы доходов кабельной индустрии, ее расходы также существенны. Также, как и в остальных технологически зависимых отраслях, они делятся на капитальные и эксплуатационные.
К капитальным расходам относятся затраты на укладку и разводку кабеля, приобретение студийного оборудования, поскольку практически все современные операторы кабельного ТВ занимаются организацией собственного вещания.
Другая статья, которая требует капитальных вложений кабельной индустрии, - это создание собственной аудитории, постоянных подписчиков. Это проявляется в расширении студийных площадей, совершенствовании программирования и т.д.
Эксплуатационные расходы кабельных сетей могут включать:
- Франчайзинговую плату;
- Амортизационные расходы;
- Закупку программ и авторские права;
- Расходы на маркетинг и рекламу;
- Расходы на техническое обслуживание;
- Административные расходы.
Кабельная индустрия, как уже отмечалось, является реальным конкурентом эфирного телевидения, поскольку предлагает своим абонентам большое разнообразие программ, меньшие объемы рекламы, лучшее качество изображения.