Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, отличительными чертами которой является небольшая численность наемных работников (как правило, до 100 человек) и небольшой размер извлекаемого дохода (как правило, до 800 млн. рублей).
Общие сведения о малом бизнесе как экономической категории
Малый бизнес является обязательным атрибутом рыночной экономики. Его развитие – это важнейшее условие обеспечения в стране устойчивого и высокого экономического роста, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства. Эти утверждения также справедливы в отношении России, которая в 1991 году вступила на путь рыночных преобразований и, следовательно, развития малого предпринимательства в стране.
Единых критериев отнесения экономических субъектов к категории малого бизнеса в мировой экономике ещё не выработано. Однако на опыте многие предлагают использовать следующие идентификационные признаки:
- небольшая численность наемных работников (как правило, до 100 человек);
- небольшой размер извлекаемого дохода (как правило, до 800 млн. рублей);
- большое количество малых предприятий и наличие у них значительных долей в структуре ВВП страны (50 – 60%) и в структуре занятых (50 – 70%);
- активное участие в научно-технических и инновационных разработках и внедрение их результатов в предпринимательскую деятельность.
Перечисление данных признаков позволяет понять, что малый бизнес играет важную роль не только в экономической, но и в общественной жизни страны. Его развитие является перманентной задачей правительства любого государства, которая решается посредством совершенствования законодательства, формирования институциональной среды и развития производительных сил.
Проблемы и противоречия развития малого бизнеса в современной России
В Российской Федерации малый бизнес развивается с начала 1990-х гг. Однако его текущее состояние пока далеко от того, как дело обстоит с малыми предприятиями в развитых западных странах. По мнению экспертов, это связано с тем, что на развитие малого бизнеса оказывают влияние ряд обстоятельств как общеэкономического, так и организационного (частного) характера.
В частности, развитие в России малого бизнеса тормозится по причине действия следующих факторов:
- общее макроэкономическое состояние страны, которое отличается достаточной сложностью и неоднозначностью (в частности, из-за высокой инфляции, отсутствия должной платежной дисциплины, слабой правовой защищенности бизнесменов, высокого уровня процентных ставок, наличия разрыва между хозяйственными связями и др.);
- низкий уровень правовых и организационно-экономических знаний бизнесменов, отсутствие у них должной хозяйственной культуры и деловой этики;
- негативное отношение определенной части населения к бизнесменам;
- отсутствие должного уровня государственной поддержки малого бизнеса;
- дефицит качественной инфраструктуры предпринимательской деятельности;
- неотработанность на региональном уровне организационно-правовых основ регулирования бизнес-развития.
Таким образом, экономическая ситуация, которая сейчас сложилась в России, оказывает негативное воздействие на развитие малого бизнеса. Многие малые предприятия не могут выйти на приемлемые показатели рентабельности и платежеспособности, проработав непродолжительное время они вынуждены объявлять о своем банкротстве. Большую трудность испытывает малый бизнес, ведущий деятельность в сфере производства и реализации потребительских товаров, сырье для которых постоянно дорожает.
Стоит также отметить, что малый бизнес в современной России практически не имеет в своей собственности основные средства. Т.е. большинству малых предприятий приходится арендовать для хозяйственных нужд помещения и оборудования. А нерегулируемость арендных отношений и фактически зависимое положение предпринимателей тоже негативно влияет на развитие малого бизнеса.
Ещё одной проблемой отечественного малого предпринимательства считается его функционирование в теневом секторе экономики. Это вызвано большим числом административных барьеров и высоким уровнем налогообложения. Поэтому малые предприятия зачастую не оформляют должным образом наемных работников, сотрудничают с криминальными структурами или находятся под их давлением.
Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Ранее уже была объяснена необходимость в содействии развитию малого бизнеса. Поэтому государству нужно реализовывать политику по стимулированию малого предпринимательства в национальной экономике.
Предполагается, что наиболее реалистичный сценарий развития малого бизнеса в современной России может выглядеть следующим образом. Государство упрощает для малых предприятий налогообложение, но в умеренных масштабах (насколько это позволяют текущие макроэкономические и внешнеэкономические условия).
Также ожидается существенное снижение административных барьеров для малого бизнеса. Прежде всего, оно должно быть обеспечено переходом большинства вопросов документационного характера в электронный формат.
От законодателей требуется постоянная актуализация и совершенствование действующих законов. Причем это должно происходить с учетом мнения представителей бизнес-сообщества. По этому же направлению требуется повышение правовой защищенности предпринимателей – обеспечение защиты их прав собственности, повышение эффективности и прозрачности правоохранительных и судебных органов и т.д.
Государству под силу оказать финансовую поддержку малому предпринимательству. Она может выражаться в пониженных ставках по банковским кредитам, в предоставлении государственных гарантий, в реализации инвестиционных проектов, в упрощении доступа малого бизнеса к государственным закупкам и т.п.