Сущность и основные черты макроэкономической политики стабилизации
Макроэкономическая политика государства — это действия государства, которые посредством макроэкономических инструментов направлены на стабилизацию экономики с целью сохранения темпов ее экономического роста, ограничения инфляции и полной занятости.
Сущность макроэкономической стабилизации состоит в преодолении макроэкономической несбалансированности.
Несбалансированность экономики характеризуется следующими признаками:
- постоянным изменением объема национального продукта,
- колебанием уровней цен,
- отсутствием условий для роста объема ВВП,
- изменением уровня занятости населения.
В традиционной рыночной экономике изменения вышеперечисленных величин носят циклический характер. Макроэкономическая стабилизация заключается в уменьшении глубины спада и сокращении амплитуды отклонений. Экономическая политика способствует достижению фактически сложившегося уровня ВВП его потенциального уровня, стабильных цен и полной занятости. В условиях традиционной рыночной экономики в период спада циклическая безработица практически отсутствует, а инфляция сохраняется на минимальном уровне.
Макроэкономическая стабилизация трансформационной (переходной) экономики существенно отличается от макроэкономической стабилизации, осуществляемой в странах с устойчивой экономической системой.
Основные черты макроэкономической стабилизации переходной экономики:
- направленность на преодоление не только кризисных явлений фазы делового цикла, а кризиса экономической системы в целом. Такой кризис глобален и охватывает экономическую, политическую, демографическую и социальную сферы,
- глубина и острота нестабильности переходной экономики,
- специфической чертой является подбор новых инструментов влияния на экономику и развитие механизма модели регулируемого рынка.
Цели и задачи макроэкономической политики
Экономика современного государства не может формироваться и развиваться без определения цели ее развития.
Под экономической целью подразумевается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач:
- рынок не может обеспечить правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности, стабилизировать экономику и возмещать внешние издержки. Эти задачи выполняет государство,
- принимая законы, которые регулируют взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов страны, государство устанавливает правила их взаимодействия, в т.ч. запрещает ограничение конкуренции. Регулируя уровень безработицы и темпы инфляции, правительство обеспечивает макроэкономическую стабильность, которая способствует устойчивому развитию экономики,
- правительство занимается перераспределением доходов, направляя часть налоговых поступлений на поддержку социально незащищенных слоев населения,
- рынку, как правило, не выгодно заниматься производством общественных благ, так как они не оплачиваются потребителем напрямую. Для удобства пользователей они финансируются правительством.
- рыночный механизм не имеет инструментов ограничивающих загрязнение окружающей среды, следовательно, эту функцию возлагает на себя государство.
Помимо основных задач, макроэкономической политикой осуществляется решение большого количества сопутствующих задач: экономическая эффективность, экономический рост; торговый баланс, поддержание уровня национального производства, справедливое распределение доходов, высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы, равновесие экспорта и импорта, стабильность валютного курса и т.д.
Макроэкономическая политика стабилизации как основа регулирования экономических процессов
Выделяют два основных сценария стабилизационной политики:ортодоксальный и гетеродоксальный.
Ортодоксальный сценарий – это совокупность макроэкономических мероприятий, включающая проведение жесткой кредитно-денежной политики, минимизацию бюджетного дефицита и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве "якоря" для уровня цен.
Ортодоксальная программа ориентирована на действие рыночных регуляторов:
- либерализацию цен,
- ограничение роста заработной платы,
- либерализацию всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую.
Действие рыночных регуляторов создает жесткие условия конкуренции для отечественных производителей.
Действия государства ограничиваются сокращением государственных расходов (достижение сбалансированного бюджета) и борьбой с инфляцией (путем сдерживания прироста денежной массы). При высоком уровне инфляции государством устанавливается фиксированный обменный курс. Ортодоксальная программа предполагает, что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, а политика сдерживания государственных расходов и жесткие монетарные меры снимут излишек совокупного спроса и приведут к снижению уровня инфляции.
В отличие от ортодоксальной, гетеродоксальная (смешанная) программа стабилизации рассматривает инфляцию не только, как следствие излишнего спроса, но и как инфляцию издержек. Гетеродоксальная программа стабилизации предполагает ограничение избыточного спроса и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющими социальную значимость (транспорт, топливно-энергетические ресурсы, коммунальные услуги, некоторые промышленные и продовольственные товары), либо особое значение для народного хозяйства. Внешнеэкономический и валютный контроль также остается в ведении государства. Государство поддерживает наиболее важные отрасли экономики через прямые субсидии и с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная стабилизационная политика предполагает возможность временного ограничения роста доходов на фоне контролируемого роста цен.
Борьба с дефицитом бюджета преодолевается переходом от его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (выпуску государственных ценных бумаг). В процессе координации денежной и фискальной политики решается задача сдерживания роста дефицита бюджета и инфляции на фоне создания финансового рынка (включающего как фондовый, так и денежный рынки, то есть рынки ценных бумаг и банковскую систему).